Автор: Олма Групп
КОНГО (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО)
26.11.2021
0
0
758
Поделиться
КОНГО (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО)

Конго (Демократическая Республика Конго, ДРК, в 1971—1997 — Заир) — государство в Центральной Африке.

Площадь — 2 345 409 кв. км. Численность населения — 86,604 млн человек (2019, оценка ООН). Более 200 этнических групп, в основном банту (45 % населения составляют народности конго, монго, луба, мангбету-азанде). Языки: французский, лингала, киконго, суахили, тшилуба. Столица — Киншаса. Более 90 % — христиане (католики и протестанты, примерно поровну). В К. сохраняются очень высокие темпы естественного прироста населения, возможно, более 3 % в год.

Доколониальный период. На территории ДРК обнаружены памятники культуры палеолита и неолита. Неолит сменился железным веком, минуя бронзовый. Железоделательным ремеслом владели бантуязычные народы, обосновавшиеся на территории ДРК в IX—XI вв. Земледельцы банту оттеснили в тропические леса автохтонное население (сан, или пигмеев), охотников и собирателей, и положили начало ранним государствам — Конго (см.), Куба, Луба, Лунда.

Колониальный период. В период колониального раздела Африки в результате дипломатической игры, использования интереса общественности к географическим открытиям, инициативам по борьбе с работорговлей и «распространения цивилизации», Берлинская конференция 1884—1885 одобрила создание в бассейне р. Конго государства под личной властью бельгийского короля Лепольда II размером в 80 Бельгий. Детище Леопольда, Независимое государство Конго (НГК), приобрело дурную славу места, где хищничество и алчность концессионных компаний не знали границ, а произвол и доходившая до зверств жестокость стали обыденностью. В 1908 король подписал «Колониальную хартию» — указ о преобразовании НГК в колонию Бельгии.

В колониальный период была построена сеть железных и шоссейных дорог, создана современная горнодобывающая промышленность, товарное сельскохозяйственное производство. Миллионы конголезцев получили основы европейского образования и приобщились к христианским ценностям в миссионерских школах. Однако и причин для недовольства у конголезцев было предостаточно: принудительный труд, непосильные налоги, нищета в деревне, вынуждавшая многих крестьян-мужчин заниматься отходничеством, тяжелая и опасная низкооплачиваемая работа на шахтах, скверные жилищные условия в городах, унизительная сегрегация в повседневной жизни. В основе колониальной идеологии лежал патернализм: африканцы считались детьми, нуждающимися в «отеческой» опеке и плотном контроле. При найме это должны были делать европейские компании, в духовной и повседневной жизни — Католическая церковь, в общественной — колониальная администрация. Приоритетными были отрасли экономики, обеспечивавшие экспортные поставки минерального сырья: горнорудная промышленность и цветная металлургия. На богатом полезными ископаемыми юго-востоке создавались центры промышленного роста — вотчины монополий, контролировавших экономику колонии: «Сосьяте Женераль дю Бельжик», «Юньон Миньер дю О’Катанга», «Форминьер». На остальной территории экономика сохраняла сельскохозяйственную ориентацию, принудительно насаждались экспортные культуры (хлопок, масличная пальма). Колониальное «освоение» К. вызвало глубокую социальную трансформацию. В сельских районах шло имущественное расслоение, в промышленных центрах быстро росло число людей, работавших по найму, в основном шахтеров, среди которых преобладали отходники. Одной из особенностей колониального общества Конго была ничтожно малая численность тех, кого во французских колониях называли «эволюэ» (фр. — «развитый», «приобщившийся к цивилизации»). В 1960 среди 12 млн конголезцев было только 16 человек с высшим образованием, все по специальности «политические науки».

При сказочных богатствах недр К. уделом большинства конголезцев оставалась вопиющая бедность. В сельской местности вспыхивали крестьянские восстания против произвола колониальных чиновников и их ставленников, вождей. Самым крупным из них было восстание бапенде (март — сентябрь 1931). В промышленном секторе происходили забастовки, порча оборудования, неявки на работу. Особенно широкий размах приобрело движение кимбангистов (по имени Симона Кимбангу, объявившего себя религиозным пророком). В январе 1960 на переговорах в Брюсселе между бельгийским руководством и конголезскими политиками было достигнуто соглашение о предоставлении независимости К. 30 июня того же года.

Независимая ДРК. Премьер-министром Республики Конго стал П. Лумумба, националист левого толка, сторонник унитаризма, президентом — Ж. Касавубу, консерватор, сторонник федеративного устройства и этнического партикуляризма народа конго. Почти сразу начались солдатские бунты и антибелые погромы. Бельгия ввела войска для защиты своих граждан. 8 июля 1960 Лумумба и Касавубу обратились в ООН с просьбой срочно оказать военную помощь для «защиты национальной территории против акта агрессии, совершенной войсками бельгийской метрополии». СССР и США поддержали отправку в К. миротворцев ООН. Между противниками по холодной войне началось соперничество за влияние на обширную территорию в «сердце Африки». К концу июля в К. было переброшено 11,5 тыс. военнослужащих ООН. 11 июля провозгласила независимость богатая полезными ископаемыми провинция Катанга, 9 августа — Южное Касаи. Командование войск ООН не реагировало на просьбы Лумумбы помочь законному правительству восстановить территориальную целостность страны. СССР предоставил правительству Лумумбы в обход ООН гражданские самолеты, грузовики, продовольствие и медикаменты. В результате в конце августа верные ему войска были переброшены на границу Касаи и развернули успешное наступление против сепаратистов.

5 сентября президент Касавубу объявил по радио, что отправляет в отставку премьер-министра и назначает главой кабинета Ж. Илео. Лумумба в свою очередь заявил, что правительство приняло решение сместить Касавубу с поста президента. 14 сентября возглавивший военный переворот начальник штаба конголезской армии Ж.-Д. Мобуту распустил парламент, приказал остановить наступление правительственных войск в Касаи и Катанге, объявил о разрыве дипломатических отношений с СССР. Лумумба едва избежал ареста и укрылся в бывшей резиденции бельгийского генерал-губернатора под усиленной охраной войск ООН. 2 декабря он тайно покинул убежище, но был арестован сторонниками Мобуту и помещен в военную тюрьму.

Лумумбисты сплотились вокруг А. Гизенги, вице-премьера в правительстве Лумумбы, их оплотом стал восток страны. 12 декабря Гизенга провозгласил себя премьер-министром «единственного законного» правительства в Стэнливиле. 17 января Лумумба и два его соратника — М. Мполо и Ж. Окито были тайно переправлены в Катангу и убиты. Руководство СССР избегало шагов, которые могли бы привести к эскалации конголезского кризиса. Советская поддержка правительства Гизенги ограничилась финансовой помощью. Он вынужден был пойти на компромисс с леопольдвильскими властями, согласившись войти в качестве вице-премьера в правительство «национального примирения» С. Адулы, созданного 2 августа 1961.

Решение проблемы катангского сепаратизма оказалось долгим и трудным. Лидером сепаратистов стал ставленник горнодобывающих компаний М. Чомбе. Ему благоволили Бельгия, Франция, явную поддержку оказывала Великобритания. Силовое подавление катангского сепаратизма войсками ООН блокировалось западными державами. В ночь с 17 на 18 сентября 1961 на подлете к аэродрому Ндолы (Сев. Родезия) разбился самолет генсека ООН Д. Хаммаршельда, где он должен был провести переговоры с Чомбе, все находившиеся на борту погибли. Катангские формирования были разбиты в декабре 1963 г.

Победа над сепаратистами не привела к стабилизации положения в стране. На фоне продолжавшегося разрушения экономики и деградации социальной сферы популярными стали призывы к борьбе за новую, «подлинную» независимость. В апреле 1964 сторонники Лумумбы подняли Восстание симба(«львы» на языке суахили) в Вост. К. К середине 1965 восстание было подавлено силами белых наемников.

В ноябре 1965 в результате военного переворота власть захватил Мобуту. Парламент был распущен, политические партии запрещены. К концу 1960-х Мобуту сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Единственной государственно-политической структурой стала созданная в 1967 партия Народное движение революции (НДР). Пропагандистский аппарат НДР насаждал культ личности Мобуту, обосновывал «ниспосланное свыше» верховенство вождя, «отца всей нации, добра и зла». Национальной идеей была провозглашена триада «подлинного национализма»: национализм, революция, аутентичность. Чтобы искоренить чуждое национальному духу внешнее влияние власти объявили о проведении «африканской культурной революции», «возвращении к истокам». Произошла замена европейских имен и географических названий: Демократическая Республика Конго превратилась в Республику Заир (с 27 октября 1971), р. Конго — в р. Заир. Режим Мобуту стал символом клептократии. Экономика Заира, одной из богатейших стран Африки, рухнула, абсолютное большинство населения жило за порогом бедности. Крестьянские бунты, студенческие демонстрации, забастовки рабочих и служащих, вооруженные восстания оставались нормой жизни на протяжении 32-летнего правления Мобуту. Масштабные репрессии против оппозиционеров Мобуту сочетал с компромиссами и подкупом их лидеров.

Мобуту позиционировал себя непримиримым борцом с коммунизмом в Африке. Он предоставил свои военные базы США и Бельгии, в 1975 заирские войска участвовали в иностранной агрессии против режима МПЛА в соседней Анголе, который поддерживал СССР. Западные державы оказывали Заиру экономическую помощь. После окончания «холодной войны» такую поддержку стали обусловливать политической демократизацией. Мобуту пошел на создание многопартийной системы, после долгих проволочек в апреле 1996 объявил о проведении референдума по новой конституции и последующих выборах. Реализовать эти планы не удалось. Летом 1996 на востоке Заира вспыхнуло восстание баньямуленге, конголезских этнических тутси, которое поддержал влиятельный полевой командир Л.-Д. Кабила. В январе 1997 он стал лидером политической организации повстанцев — Альянса демократических сил за освобождение Конго/Заира (АДЗОКС), получил финансовую помощь от США. В ходе Первой конголезской войны (1996—1997) режим Мобуту был свергнут.

17 мая 1997 Кабила провозгласил себя президентом Демократической Республики Конго, вернув Заиру существовавшее с 1 августа 1964 название. 28 мая вступила в силу конституция, наделившая президента всей полнотой власти. На двухлетний переходный период были запрещены политические партии. Кабила отклонил предложение о создании консорциума с участием более 100 компаний и банков из США, Зап. Европы, Австралии и ЮАР для «освоения» конголезских природных ресурсов, заговорил о необходимости «защищать национальные богатства от разграбления», отказался выплачивать внешний долг (14 млрд долларов США), начал налаживать экономические связи с Китаем, Россией, Ливией, Ираном, скандинавскими странами.

Альянс Кабилыс тутси оказался недолговечным, они стремились занять руководящие посты в администрации и армии, занимались грабежом и мародерством под видом «революционных экспроприаций». 27 июля 1998 он распорядился выслать из страны всех «иностранных» чиновников и военных, расформировать подразделения национальной армии, укомплектованные «лицами неконголезского происхождения». Спустя неделю тутси подняли вооруженный мятеж, положивший начало Второй конголезской войне 1998—2003 (см. Конголезские войны).

16 января 2001 Кабила был убит в своей резиденции. Преемником стал его 29-летний сын Ж. Кабила. В феврале 2006 вступила в силу новая конституция ДРК, запретившая однопартийную систему. Ж. Кабила избирался президентом ДРК в 2006 и 2011. Ему удалось воспрепятствовать анархии и хаосу, начался экономический рост. Проведена либерализация рынка товаров и услуг, принят новый инвестиционный кодекс по добыче полезных ископаемых. Приоритет в развитии экономических связей отдан странам Евросоюза и США. Одним из главных партнеров ДРК является Китай. В 2007 страны заключили соглашение о реализации проекта на 12 млрд долларов США по принципу «ресурсы в обмен на инфраструктуру». Ситуация в ДРК далека от стабильности, Вост. К. остается одной из наиболее проблемных «горячих точек» Африканского континента. Оппозиционные конголезские группировки и власти соседних государств поддерживают теневую экономику, ориентированную на добычу и вывоз ценного сырья. Регион фактически находится под контролем главарей многочисленных незаконных вооруженных формирований, которые создают временные коалиции, нередко воюющие между собой. Власть центрального правительства слаба, действия миротворческой миссии ООН в ДРК (МООНДРК, учреждена в 1999) малоэффективны. На президентских выборах в декабре 2018 победу одержал лидер оппозиционного Союза за демократию и социальный прогресс Феликс Чисекеди.

Ист.: История Африки в документах, 1870—2000. В 3 т. / Под общ. ред. А. Давидсона. М., 2005—2007; Россия и Африка. Документы и материалы. XVIII в. — 1960 г. Т. II. 1918—1960 / Под ред. А. Б. Давидсона и С. В. Мазова. М., 1999.

Лит.: Винокуров Ю. Н., Орлова А. С., Субботин В. А. История Заира в Новое и Новейшее время. М., 1982; Винокуров Ю. Н. Демократическая Республика Конго. Власть и оппозиция. М., 2003; Демократическая Республика Конго. Справочно-монографическое издание / Отв. ред. Ю. Н. Винокуров. М., 2014; История Африки в биографиях / Под общ. ред. академика РАН А. Давидсона. М., 2012; Мазов С. В. Холодная война в «сердце Африки». СССР и конголезский кризис, 1960—1964. М., 2015; Сидорова Г. М. Африка: война идей и людей (в зеркале ДРК). М., 2015; Namikas L. Battleground Africa. Cold War in the Congo, 1960—1965. Stanford (Ca.), 2013. Nzongola-Ntalaja G. The Congo: From Leopold to Kabila: A People’s History. London, 2002.