Автор: Дмитрий Лебедев
ОЛБИ ЭДВАРД ФРАНКЛИН
26.11.2021
0
0
12
Поделиться

ОЛБИ ЭДВАРД ФРАНКЛИН - американский драматург.

Был усы­нов­лён в мар­те 1928 года; вос­пи­ты­вал­ся в се­мье, вла­дев­шей се­тью музыкальных те­ат­ров. В 1946-1947 годах обу­чал­ся в Три­ни­ти-кол­ледж (Харт­форд, штат Кон­нек­ти­кут), от­ку­да был ис­клю­чён. В юно­сти, по­ки­нув при­ём­ных ро­ди­те­лей, сме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий (курь­ер, про­да­вец пла­сти­нок и др.), во­шёл в круг нью-йорк­ской ин­тел­лек­ту­аль­ной бо­ге­мы. Ран­ние од­но­акт­ные пье­сы «Что слу­чи­лось в зоо­пар­ке» («The zoo story», 1958; в рус. пер. 1968 - «Ис­то­рия в зоо­пар­ке»), «Пе­соч­ни­ца» («The sandbox», 1960), «Аме­ри­кан­ская меч­та» («The american dream», 1961; в русском переводе 1968 года - «Аме­ри­кан­ский иде­ал»), от­ра­зив­шие боль­шое влия­ние эс­те­ти­ки аб­сур­да те­ат­ра (пре­имущественно дра­ма­тур­гии С. Бек­ке­та и Э. Ио­не­ско), при­нес­ли Олби из­вест­ность, соз­дав ему ре­пу­та­цию ост­ро­го кри­ти­ка тра­диционных американских цен­но­стей, национального са­мо­лю­бо­ва­ния и мас­совых ил­лю­зий. Гро­те­ск­но-иро­ническое изо­бра­же­ние современного американского об­ще­ст­ва, без­ду­хов­но­сти и пус­то­ты по­все­днев­ной жиз­ни, ост­ро­са­ти­рические об­ра­зы «сред­них» аме­ри­кан­цев на­шли во­пло­ще­ние в пье­сах «Смерть Бес­си Смит» («The death of Bessie Smith», 1960), «Шат­кое рав­нове­сие» («A delicate balance», 1966), «Мор­ской пей­заж» («Seascape», 1975, русский перевод 2012 года), «Че­ло­век с тре­мя ру­ка­ми» («The man with three arms», 1983) и др. Наи­бо­лее из­вест­ное со­чи­не­ние Олби - пье­са «Кто бо­ит­ся Вирд­жи­нии Вулф?» («Who’s afraid of Virginia Woolf?», 1962; в русском переводе 1976 года - «Не бо­юсь Вирд­жинии Вулф»), по­свя­щён­ная про­бле­ме тра­гического взаи­мо­не­по­ни­ма­ния и ра­зоб­щён­но­сти лю­дей. Ус­та­нов­ка на сце­нический экс­пе­ри­мент от­чёт­ли­во вы­ра­же­на в пье­сах «Ящик и ци­та­ты из пред­се­да­те­ля Мао» («Box, and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung», 1969), «Три вы­со­кие жен­щи­ны» («Three tall women», 1994). Сре­ди позд­них пьес Олби - «Ко­за, или Кто та­кая Силь­вия?» («The goat, or Who is Sylvia?», 2002), «Стук-стук. Кто там?» («Knock! Knock! Who's there?», 2003). Про­из­ве­де­ния Олби на­сы­ще­ны иро­ни­ей, сар­каз­мом, «чёр­ным юмо­ром»; им при­су­щи не­ожи­дан­ные по­во­ро­ты сю­же­та, тон­кое обыг­ры­ва­ние ре­че­вых кли­ше американского обы­ва­те­ля. Ав­тор те­ат­раль­ных адап­та­ций про­из­ве­де­ний В.В. На­бо­ко­ва, Т. Ка­по­те и др.; сбор­ни­ков эс­се и литературно-кри­тических ста­тей.

Сочинения:

Смерть Бес­си Смит [и дру­гие пье­сы]. М., 1976;

Collected plays. Woodstock; L., 2004–2005. Vol. 1–3;

Stretching my mind. N. Y., 2005.