ОЛАХ МИКЛОШ - политический и церковный деятель Венгерского королевства, гуманист, писатель, историограф, теолог.
Род Олаха происходил из Валахии. По традиции, восходящей к самому Олаху, считается, что его предки состояли в родстве с Басарабами. В 1505-1512 годах учился в школе при капитуле в городе Надьварад (ныне Орадя). В 1512 году назначен пажом короля Уласло II (смотри Владислав II), в 1516 году - секретарём епископа Печа Д. Сатмари. В эти годы познакомился с трудами гуманистов, стал почитателем Эразма Роттердамского (впоследствии состоял с ним в переписке). В 1518 году рукоположен в священники, служил каноником в Пече, в 1522 году - архидиаконом в Комароме. С марта 1526 года личный секретарь и придворный священник короля Лайоша II, затем его вдовы Марии Габсбург. После поражения Венгрии в Мохачской битве 1526 года вместе с королевским двором уехал в Вену. В 1531 году после назначения Марии штатгальтером Нидерландов последовал за ней в Брюссель. Сблизился с членами Коллегиума Трилингве (город Лёвен), нидерландскими гуманистами Р. Ресциусом, К. Гоклениусом, позднее с П. Нанниусом. В 1536-1537 годах написал на латыни трактаты «Hungária» (впервые издан в 1735 году М. Белом в Пожони) и «Athila» (впервые издан в 1568 году Я. Жамбоки в Базеле, в составе исторического труда А. Бонфини «Rerum Ungaricarum decades»). Олах предполагал, что «Hungária», содержащая географическое и экономическое описание регионов Венгерского королевства с историческими экскурсами, станет вступлением к трактату «Athila», в котором на основе легенд и преданий изложена история гуннов. Представленные как предки венгров, гунны должны были, по мнению Олаха, служить моральным примером для его соотечественников, символом надежды на лучшее будущее для страны, недавно потерпевшей военное поражение и находившейся в состоянии упадка. «Athila» был переведён на польский (издан в Кракове в 1574 году) и белорусские (рукопись, около 1580 года) языки, отдельные части вошли в сочинение М. Стрыйковского «Kronika Polska, Litewska, Żmodźka, i wszystkiej Rusi Kijowskiey...» (1582). В 1542 году вернулся в Венгрию, в 1543 году стал епископом Загреба и венггерским канцлером при короле Фердинанде I Габсбурге, в августе 1548 года - епископом Эгера, направлял 2/3 доходов диоцеза ввиду возросшей османской угрозы на укрепление и расширение городской крепости. В ноябре 1548 года утверждён Фердинандом I в статусе венгерского дворянина, в марте 1553 года назначен архиепископом Эстергома, являвшимся примасом католической Церкви Венгрии, взял на себя одновременно управление Калочской епархией. С 1549 года занимал должность главного ишпана (смотри Ишпаны) комитата Хевеш, с 1553 года - комитата Эстергом, с 1560 года - комитата Хонт. В 1561 году пригласил в Венгрию иезуитов и предоставил им коллегиум в Трнаве. В 1559-1562 годах провёл ряд инспекций в своей епархии, изгнал из 300 населённых пунктов протестантских проповедников, сжигал протестантские книги, заставлял католических священников брить бороды для отличия от протестантов. В 1562 году назначен королевским наместником в Венгрии. В 1560-1566 годах провёл 5 конференций духовенства, требуя запретить выход священников из католичества. Поддержал решения Тридентского собора, в 1567 году добился издания королевского указа против шопронских кальвинистов и анабаптистов. Финансировал обучение молодых венгров за границей, в том числе М. Иштванффи (с 1562 года секретарь Олаха).
Сочинения:
Brevis descriptio cursus vitae Benedicti Zercheky secretarii... Buda, 1798;
Codex epistolaris: 1526–1538. Bdpst, 1876;
Hungária – Athila. Bdpst, 2000.