МНОГОВАЛИКОВОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРА (Бабинская культура) - общность археологических культур конца среднего – начала позднего бронзового века (около 2200 - 1750 годы до н. э. в системе калиброванной радиоуглеродной хронологии) в степи и лесостепи от Нижнего Дуная до Волги.
Названа по керамике с рядами валиков (рис.).
Первоначально древности многоваликовой керамики культура рассматривались в рамках катакомбной культуры. В начале 1960-х годов С.С. Березанская выделила культуру поселений типа Бабино 3, затем - многоваликовой керамики культуру.
В современной литературе более употребимы термины «бабинская культура», или «бабинский культурный круг» (согласно С.Н. Братченко, указавшего, что многоваликовая керамика известна в предшествующих и последующих культурах).
В рамках многоваликовой керамики культуры Р.А. Литвиненко выделил две культуры - днепро-донскую («первичную», более раннюю) и днепро-прутскую («вторичную» с локальными вариантами: днепро-днестровским, днепро-бугским, днестро-прутским). Намечены «периферийные» группы: евпаторийская в Крыму, деснинско- сейминская, днепровско-припятская, подольско-волынская.
Селища и сезонные посёлки преимущественно близ воды, реже - в глубине безводной степи; известны укрепления в виде рва и валов с каменной крепидой (поселение Кременчук в степном Поднепровье). Дома каркасно-столбовой конструкции, с глиняной обмазкой: наземные, подпрямоугольной формы (около 4×3,5 м) с каменным фундаментом или углублённые на 20-25 см прямоугольной формы (7×5 и 6×4 м), с открытыми очагами и глинобитными полами.
Для днепро-донской многоваликовой керамики культуры характерны основные погребения под курганными насыпями или досыпками, образующими «длинные» курганы. Подпрямоугольные ямы с деревянными и каменными перекрытиями, иногда с подбоями, деревянными рамами, каменными ящиками, содержали 1-2 трупоположения, скорченных преимущественно на левом боку, чаще - головой на восток; есть вытянутые, чаще - головой на запад; встречаются перезахоронения; стены могил нередко облицованы корой, лубом, тростником, на дне - те же материалы, поверх которых посыпался мел или охра. Остатки тризн в погребальных камерах или на перекрытии могил.
Инвентарь: редко керамические сосуды, обычны костяные пряжки, встречаются деревянные чаши, каменные булавы, нефритовые топоры, бронзовые ножи, кинжалы, украшения, производственные наборы (изготовление стрел, металлообработка). Для днепро-прутской многоваликовой керамики культуры типичны впускные погребения в курганы ямной и катакомбной культур, в овальных ямах, подбоях, деревянных колодах; чаще безынвентарные, редко встречаются костяные пряжки, керамика и др.
Для керамики многоваликовой керамики культуры характерны биконические горшки с утолщённым венчиком; орнамент по всему тулову из параллельных или образующих ёлочку налепных валиков. Среди каменных изделий - песты, топоры, булавы, скребки, наконечники стрел; известны бронзовые ножи, резцы, шилья и др., литейные формы для топоров и украшений, сопло. Есть клады, в том числе Александровский, Бородинский клад.
В основе хозяйства - скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошадь). Разрабатывались меднорудные месторождения Донбасса; известны погребения литейщиков. Носители многоваликовой керамики культуры относятся к грацильному долихокранному европеоидному типу, не исключается примесь средиземноморского компонента.
Формирование многоваликовой керамики культуры рассматривается в контексте радикальных экологических изменений на рубеже среднего и позднего бронзового веков, связанных с наступлением более засушливого климата.
Среди восточно-европейских культур степи и лесостепи этого времени многоваликовой керамики культура играла ведущую роль. В ней отмечено возрождение традиций ямной культуры, в т. ч. в религиозно-идеологической сфере (высокий социальный ранг мужских захоронений, сложные типы могильных сооружений, позы погребённых и др.).
Традиции многоваликовой керамики культуры прослеживаются в срубной культуре, сабатиновской культуре, восточных группах тшинецкой культуры.