ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ - литературно-художественное объединение, созданное в Москве в декабре 1922 года
В «Левый Фронт Искусств», возглавляемый В.В. Маяковским, вошли поэты Н.Н. Асеев, В.В. Каменский, С.И. Кирсанов, А.Е. Кручёных, Б.Л. Пастернак; художники и архитекторы А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин, А.А. Веснин (смотри Веснины) и др.; критики и теоретики искусства Б.И. Арватов, О.М. Брик, Г.О. Винокур, В.Б. Шкловский, Н.Ф. Чужак. В работе «Левого Фронта Искусств» принимали участие кинорежиссёры Д. Вертов, С.М. Эйзенштейн, Э.И. Шуб. Выходили журналы «ЛЕФ» (1923-1925 годы) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928 годы); их обложки оформлял Родченко. Важный аспект деятельности «Левого Фронта Искусств» - сотрудничество с Вхутемасом. Филиалы «Левого Фронта Искусств» существовали в Одессе (Юго-Леф) и Харькове (УкрЛеф); сообщалось о деятельности «Левого Фронта Искусств» в Югославии, разрабатывались планы создания Интернационала искусств на основе международной секции журнала.
«Левый Фронт Искусств» унаследовал от футуризма отрицание традиционного искусства и нацеленность на создание новых форм творчества. Среди новых программных положений «Левого Фронта Искусств» - идея искусства как «жизнестроения», теория «социального заказа», отрицание вымысла и выдвижение на первый план документа («литература факта»). Жанрово-тематическая и стилистическая переориентация в области литературы была сформулирована писателем С.М. Третьяковым, одним из ведущих теоретиков «Левого Фронта Искусств», выступившим с требованием противопоставить «бытоотображательству - агитвоздействие; лирике - энергическую словообработку; психологизму беллетристики - авантюрную изобретательную новеллу; чистому искусству - газетный фельетон, агитку; декларации - ораторскую трибуну; мещанской драме - трагедию и фарс; переживаниям - производственные движения» (Третьяков С. Откуда и куда? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 202).
В области изобразительного искусства «Левый Фронт Искусств» стремился построить новое революционное искусство на основе кубофутуризма и конструктивизма. Призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определённую функцию, и ратовал за производственное искусство, отрицая его станковые формы: «художественная культура будущего создаётся на фабриках и заводах» (Брик О.М. От картины к ситцу // ЛЕФ. 1924. № 2. С. 34). Пропагандировал агитационные и документальные жанры, фотографию (с активным использованием фотомонтажа), кинохронику.
Чрезмерно регламентированная программа привела «Левый Фронт Искусств» к внутреннему кризису. В конце 1920-х годов его лидеры констатировали превращение лефовских принципов в догму, служащую интересам узкой группы (ст. «Леф или блеф?» В. П. Полонского, 1927; доклад «Левее Лефа» В. В. Маяковского, 1928). В сентябре 1928 года из состава «Левого Фронта Искусств» вышли Маяковский и О.М. Брик, что означало фактический распад группы. В мае 1929 года Маяковский попытался возродить объединение под названием «Революционный фронт искусств» (РЕФ), однако деятельность РЕФа была непродолжительной. Под лозунгом консолидации сил в литературе Маяковский и Н.Н. Асеев в феврале 1930 года вступили в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.