Автор: Сабина Измайлова
ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ
26.11.2021
0
0
123
Поделиться
ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ

ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ - литературно-художественное объединение, созданное в Москве в декабре 1922 года

В «Левый Фронт Искусств», воз­глав­ляе­мый В.В. Мая­ков­ским, во­шли по­эты Н.Н. Асе­ев, В.В. Ка­мен­ский, С.И. Кир­са­нов, А.Е. Кру­чё­ных, Б.Л. Пас­тер­нак; ху­дож­ни­ки и ар­хи­тек­то­ры А.М. Род­чен­ко, В.Ф. Сте­па­но­ва, В.Е. Тат­лин, А.А. Вес­нин (смотри Вес­ни­ны) и др.; кри­ти­ки и тео­ре­тики искусства Б.И. Ар­ва­тов, О.М. Брик, Г.О. Ви­но­кур, В.Б. Шклов­ский, Н.Ф. Чу­жак. В ра­бо­те «Левого Фронта Искусств» при­ни­ма­ли уча­стие ки­но­ре­жис­сё­ры Д. Вер­тов, С.М. Эй­зен­штейн, Э.И. Шуб. Вы­хо­ди­ли жур­на­лы «ЛЕФ» (1923-1925 годы) и «Но­вый ЛЕФ» (1927-1928 годы); их об­лож­ки оформ­лял Род­чен­ко. Важ­ный ас­пект дея­тель­но­сти «Левого Фронта Искусств» - со­труд­ни­че­ст­во с Вху­те­ма­сом. Фи­лиа­лы «Левого Фронта Искусств» су­ще­ст­во­ва­ли в Одес­се (Юго-Леф) и Харь­ко­ве (Укр­Леф); со­об­ща­лось о дея­тель­но­сти «Левого Фронта Искусств» в Юго­сла­вии, раз­ра­ба­ты­ва­лись пла­ны со­з­да­ния Ин­тер­на­цио­на­ла ис­кусств на ос­но­ве ме­ж­ду­народной сек­ции жур­на­ла.

«Левый Фронт Искусств» унас­ле­до­вал от фу­ту­риз­ма от­ри­ца­ние тра­диционного искусства и на­це­лен­ность на соз­да­ние но­вых форм твор­че­ст­ва. Сре­ди но­вых про­грамм­ных по­ло­же­ний «Левого Фронта Искусств» - идея ис­кус­ст­ва как «жиз­не­строе­ния», тео­рия «со­ци­аль­но­го за­ка­за», от­ри­ца­ние вы­мыс­ла и вы­дви­же­ние на пер­вый план до­ку­мен­та («ли­те­ра­ту­ра фак­та»). Жан­ро­во-те­ма­тическая и сти­ли­стическая пе­ре­ори­ен­та­ция в об­лас­ти литературы бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на пи­са­те­лем С.М. Треть­я­ко­вым, од­ним из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков «Левого Фронта Искусств», вы­сту­пив­шим с тре­бо­ва­ни­ем про­ти­во­пос­та­вить «бы­то­отоб­ра­жа­тель­ст­ву - агит­воз­дей­ст­вие; ли­ри­ке - энер­ги­че­скую сло­во­об­ра­бот­ку; пси­хо­ло­гиз­му бел­лет­ри­сти­ки - аван­тюр­ную изо­бре­та­тель­ную но­вел­лу; чис­то­му ис­кус­ст­ву - га­зет­ный фель­е­тон, агит­ку; дек­ла­ра­ции - ора­тор­скую три­бу­ну; ме­щан­ской дра­ме - тра­ге­дию и фарс; пе­ре­жи­ва­ни­ям - про­из­вод­ст­вен­ные дви­же­ния» (Треть­я­ков С. От­ку­да и ку­да? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 202).

В об­лас­ти изо­бра­зительного ис­кусства «Левый Фронт Искусств» стре­мил­ся по­стро­ить но­вое ре­во­люционное искусство на ос­но­ве ку­бо­фу­ту­риз­ма и кон­ст­рук­ти­виз­ма. При­зы­вал к соз­да­нию ути­ли­тар­ных про­из­ве­де­ний, имею­щих оп­ре­де­лён­ную функ­цию, и ра­то­вал за про­из­водственное искусство, от­ри­цая его стан­ко­вые фор­мы: «ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра бу­ду­ще­го соз­да­ёт­ся на фаб­ри­ках и за­во­дах» (Брик О.М. От кар­ти­ны к сит­цу // ЛЕФ. 1924. № 2. С. 34). Про­па­ган­ди­ро­вал аги­та­ци­он­ные и до­ку­мен­таль­ные жан­ры, фо­то­гра­фию (с ак­тив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем фо­то­мон­та­жа), ки­но­хро­ни­ку.

Чрез­мер­но рег­ла­мен­ти­ро­ван­ная про­грам­ма при­ве­ла «Левый Фронт Искусств» к внутреннему кри­зи­су. В конце 1920-х годов его ли­де­ры кон­ста­ти­ро­ва­ли пре­вра­ще­ние ле­фов­ских прин­ци­пов в дог­му, слу­жа­щую ин­те­ре­сам уз­кой груп­пы (ст. «Леф или блеф?» В. П. По­лон­ско­го, 1927; док­лад «Ле­вее Ле­фа» В. В. Мая­ков­ско­го, 1928). В сентябре 1928 года из со­ста­ва «Левого Фронта Искусств» вы­шли Мая­ков­ский и О.М. Брик, что оз­на­ча­ло фак­тический рас­пад груп­пы. В мае 1929 года Мая­ков­ский по­пы­тал­ся воз­ро­дить объ­е­ди­не­ние под названием «Ре­во­лю­ци­он­ный фронт ис­кусств» (РЕФ), од­на­ко дея­тель­ность РЕФа бы­ла не­про­дол­жи­тель­ной. Под ло­зун­гом кон­со­ли­да­ции сил в литературе Мая­ков­ский и Н.Н. Асе­ев в феврале 1930 года всту­пи­ли в Рос­сий­скую ас­со­циа­цию про­ле­тар­ских пи­са­те­лей.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)