ЛЕДУ КЛОД НИКОЛА - французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры.
Учился в Париже - в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж.Ф. Блонделя, затем - у Л.Ф. Труара. В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился; декоративные панели - ныне в Музее Карнавале, Париж). Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба - в Ролампоне). Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля д’Алльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы; оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы).
В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях), исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж.Б. Пиранези, в частности на его изображения храмов в Пестуме, а также продолжал линию упрощения и геометризации классической архитектуры. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы; интерьер не сохранился), и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы; реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке).
Влияние Дж.Б. Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы; не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы д’Анфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки.
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества; в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («L’Architecture considerée sous le rapport de l’art, des mœurs et de la législation»; задуман как 5-томный, написан только 1-й том; в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII - 1-й половины XIX веков (Ж.Ф. Тома де Томон, Дж. Кваренги, А.Д. Захаров, Дж. Гэндон и др.), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм).
Сочинения:
L’Architecture. P., 1847. Vol. 1–2;
Architecture: inédits pour un tome III. P., 1991;
Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Екатеринбург, 2003. Т. 1.