Автор: Сабина Измайлова
ЛЕДУ КЛОД НИКОЛА
26.11.2021
0
0
132
Поделиться
ЛЕДУ КЛОД НИКОЛА

ЛЕДУ КЛОД НИКОЛА - французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры.

Учил­ся в Па­ри­же - в кол­ле­же Дор­ман-Бо­ве (1749-1753 годы), в ар­хитектурной шко­ле Ж.Ф. Блон­де­ля, за­тем - у Л.Ф. Труа­ра. В 1762 году офор­мил в ду­хе ран­не­го клас­си­циз­ма ин­терь­ер «Ка­фе Ми­ли­тер» в Па­ри­же (не сохранился; де­ко­ра­тив­ные па­не­ли - ны­не в Му­зее Кар­на­ва­ле, Па­риж). На­зна­чен ар­хи­тек­то­ром ве­дом­ст­ва вод и ле­сов Бур­гун­дии и Франш-Кон­те (1764-1770 годы), где за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом и ре­кон­ст­рук­ци­ей об­щественных и инженерных со­ору­же­ний, в том числе пе­ре­строй­кой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и воз­ве­де­ни­ем мос­та Пре­жи­бер (около 1770 года, оба - в Ро­лам­по­не). Пер­вой круп­ной ра­бо­той Леду в Па­ри­же ста­ла пе­ре­строй­ка оте­ля д’Алльвиль (1766 год) в квар­та­ле Ма­ре в ду­хе клас­си­циз­ма. Уп­ро­щая ар­хитектурные ре­ше­ния А. Пал­ла­дио, Леду воз­во­дит оте­ли Мон­мо­ран­си (1769-1771 годы) и Ги­мар (1769-1772 годы; оба не сохранились) в Па­ри­же, а так­же дво­рец Бе­ну­виль в Нор­ман­дии (1769-1774 годы) и Музыкальный па­виль­он ма­дам дю Бар­ри в Лу­весь­е­не (1770-1771 годы).

В 1771 году Леду на­зна­чен ко­мис­са­ром со­ля­ных руд­ни­ков Франш-Кон­те и с 1774 года за­нял­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и строи­тель­ст­вом по­сёл­ка Арк-э-Се­нан (при Ко­ро­лев­ских со­ле­вар­нях), ис­хо­дя из це­ле­со­об­раз­ной ор­га­ни­за­ции про­из­водственных про­цес­сов, удоб­ст­ва управ­ле­ния за­во­дом и кон­тро­ля над ра­бот­ни­ка­ми. В фор­маль­ном от­но­ше­нии Леду ори­ен­ти­ро­вал­ся в этой ра­бо­те на гра­вю­ры Дж.Б. Пи­ра­не­зи, в ча­ст­но­сти на его изо­бра­же­ния хра­мов в Пес­ту­ме, а так­же про­дол­жал ли­нию уп­ро­ще­ния и гео­мет­ри­за­ции клас­сической ар­хи­тек­ту­ры. С 1775 года Леду раз­ви­вал свой про­ект за­во­да в Арк-э-Се­на­не, пре­вра­щая его в иде­аль­ный го­род Шо (не реа­ли­зо­ван) в ду­хе идей Про­све­ще­ния. Реа­ли­зо­ван­ным там по­строй­кам фор­маль­но близ­ки те­атр в Бе­зан­со­не, где Леду впер­вые ис­поль­зо­вал фор­му ан­тич­но­го ам­фи­те­ат­ра и пар­тер с крес­ла­ми (1775-1784 годы; ин­терь­ер не сохранился), и Дво­рец пра­во­су­дия с тюрь­мой в Экс-ан-Про­ван­се (1776-1792 годы; реа­ли­зо­ван до уров­ня 1-го эта­жа, пе­ре­стро­ен в XIX веке).

Влия­ние Дж.Б. Пи­ра­не­зи от­ра­зи­лось и в про­ек­те оте­ля Тел­лю­сон в Па­ри­же (1778-1781 годы; не сохранился), где ар­ка во­рот ими­ти­ро­ва­ла руи­ны, кур­до­нёр за­ме­нён пей­заж­ным пар­ком, а центральная ро­тон­да главного фа­са­да бы­ла во­дру­же­на на грот. Леду воз­во­дил «та­мо­жен­ную сте­ну» во­круг Па­ри­жа (1784-1789 годы) в ви­де двой­но­го ва­ла с буль­ва­ром внут­ри и ши­ро­кой до­ро­гой сна­ру­жи с во­ро­та­ми-за­ста­ва­ми (реа­ли­зо­ва­но около 50, со­хра­ни­лись за­ста­вы д’Ан­фер, дю Трон, ла Вил­лет и де Мон­со) для сбо­ра на­ло­гов за вво­зи­мые то­ва­ры. В про­ек­тах этих «про­пи­лей Па­ри­жа», ос­но­ван­ных на 4 ти­по­вых ре­ше­ни­ях, Леду поч­ти от­ка­зы­ва­ет­ся от де­ко­ра: главным вы­ра­зительным сред­ст­вом ста­ли мо­но­лит­ный объ­ём и глад­кая по­верх­ность сте­ны по­строй­ки.

С 1775 года Леду за­ни­мал­ся из­го­тов­ле­ни­ем гра­вюр сво­их про­ек­тов, ко­то­рые при этом пе­ре­ра­ба­ты­вал в со­от­вет­ст­вии со сти­ли­стической эво­лю­ци­ей сво­его твор­че­ст­ва; в 1804 году опуб­ли­ко­вал гра­вю­ры в трак­та­те «Ар­хи­тек­ту­ра, рас­смот­рен­ная в от­но­ше­нии к ис­кус­ст­ву, нра­вам и за­ко­но­да­тель­ст­ву» («L’Architecture considerée sous le rapport de l’art, des mœurs et de la législa­tion»; за­ду­ман как 5-том­ный, на­пи­сан толь­ко 1-й том; в 1847 и 1991 годах из­да­ны ра­нее не пуб­ли­ко­вав­шие­ся гра­вю­ры Леду, так­же пред­на­зна­чав­шие­ся для ил­лю­ст­ра­ции его трак­та­та), вы­шед­шем с ав­тор­ским по­свя­ще­ни­ем императору Алек­сан­д­ру I. В этом тру­де Леду вы­дви­га­ет идеи «го­во­ря­щей ар­хи­тек­ту­ры», эко­но­мии вы­ра­зительных средств, гла­вен­ст­ва стро­гой объ­ём­ной ком­по­зи­ции. Зре­лое твор­че­ст­во Леду (ком­плекс в Арк-э-Се­на­не, за­ста­вы Па­ри­жа, гра­вю­ры) по­влия­ло на мас­те­ров ев­ропейского клас­си­циз­ма конца XVIII - 1-й половины XIX веков (Ж.Ф. То­ма де То­мон, Дж. Ква­рен­ги, А.Д. За­ха­ров, Дж. Гэн­дон и др.), а так­же на различные ар­хитектурные те­че­ния XX века (не­оклас­си­цизм, ар де­ко, по­стмо­дер­низм).

Сочинения:

L’Architecture. P., 1847. Vol. 1–2;

Archi­tecture: inédits pour un tome III. P., 1991;

Ар­хи­тек­ту­ра, рас­смот­рен­ная в от­но­ше­нии к ис­кус­ст­ву, нра­вам и за­ко­но­да­тель­ст­ву. Ека­те­рин­бург, 2003. Т. 1.