Система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.
К. р. – ключевое звено т. н. Великих реформ 1860–70-х гг. Социально-экономич. и общественно-политич. предпосылки реформы, а также осознание необходимости её проведения складывались постепенно (в историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению К. р. стало поражение России в Крымской войне 1853–56). Идея отмены крепостного права разрабатывалась в Секретных комитетах (первый учреждён в 1826), два из которых (в 1846 и 1848) возглавлял наследник престола вел. кн. Александр Николаевич (будущий имп. Александр II).
Подготовка реформы. Впервые о необходимости аграрных преобразований имп. Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губ. 30.3(11.4).1856. По его словам, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу». В 1857 Александр II возглавил последний Секретный к-т по крестьянскому делу [образован 3(15) янв.; преобразован имп. указом от 21.2(5.3).1858 в Главный комитет по крестьянскому делу; в отсутствие императора возглавлялся А. Ф. Орловым, с 25.9(7.10).1860 – вел. кн. Константином Николаевичем]. При подготовке и проведении К. р. имп. Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали вел. кн. Константин Николаевич и вел. кн. Елена Павловна, предоставившая императору в окт. 1856 проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губ., специально разработанный Н. А. Милютиным.
В окт. 1857 императором был получен всеподданнейший адрес от дворянства 3 сев.-зап. губерний (Виленской, Гродненской и Ковенской) с просьбой отменить крепостное право при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. В ответ был направлен Высочайший рескрипт от 20.11(2.12).1857 на имя виленского, ковенского и гродненского ген.-губернатора В. И. Назимова (активного сторонника К. р.), в котором излагалась первая правительств. программа реформы – личное освобождение крестьян, их право пользоваться землёй за повинности. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газ. «Le Nord» (Брюссель), специально созданной по инициативе МВД, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Аналогичный рескрипт направлен с.-петерб. ген.-губернатору П. Н. Игнатьеву [5(17).12.1857]. После этого правительством инициированы адреса от дворянства остальных европ. губерний России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву). К обсуждению вопросов правительств. политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858–59) и две Общие комиссии для сев.-зап. и юго-зап. губерний, которые должны были разработать свои проекты реформы. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков: консервативное большинство (И. В. Гагарин, Д. Н. Шидловский, П. П. Шувалов и др.; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А. И. Кошелёв, А. М. Унковский, В. А. Черкасский, А. Г. Шретер и др.; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность).
Разработка реформы. Имп. Александром II 18(30).10.1858 были даны «руководящие основы» для разработки реформы – защита интересов помещиков при безусловном «улучшении быта крестьян» и сохранении незыблемости власти. Это помогло либеральному меньшинству в губернских комитетах одержать верх. Гл. к-том 4(16).12.1858 была принята новая правительств. программа отмены крепостного права, которая предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность, ликвидацию вотчинной власти помещиков и создание органов крестьянского обществ. самоуправления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 4(16).3.1859 было создано новое вневедомственное учреждение – Редакционные комиссии из представителей бюрократии и обществ. деятелей (пред. – Я. И. Ростовцев, с 1860 – В. Н. Панин), большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Их общепризнанным лидером был Н. А. Милютин, именно его проект освобождения крестьян с землёй за выкуп выдвинут в качестве единого предложения представителями либеральной бюрократии. Он послужил основой офиц. модели для общероссийского законодательства. В обсуждении проекта реформы в Редакционных комиссиях участвовали представители губернских комитетов (по 2 от каждого комитета). Они подвергли критике разработанный Редакц. комиссиями проект, но его осн. начала остались без изменений. К сент. 1859 подготовлен окончательный проект Редакц. комиссий. Он был принят Гл. к-том по крестьянскому делу и 28.1(9.2).1861 передан в Гос. совет, где он утверждён под нажимом имп. Александра II и вел. кн. Константина Николаевича.
Проведение реформы. Имп. Александр II 19.2(3.3).1861, в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; обнародован 5(17).3.1861], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнит. документов. Согласно им, помещичьи крестьяне (около половины всего рос. крестьянства) получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу за выкуп (см. Выкупная операция), а также полевой надел в постоянное пользование (отказаться от него крестьяне не имели права в течение 9 лет). За пользование землёй крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось помещикам, их проверка – мировым посредникам. Крестьяне имели право выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Крестьяне, выкупившие свои земли, назывались крестьянами-собственниками, не перешедшие на выкуп, – временнообязанными крестьянами. Крестьяне могли перейти на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками. Мн. крестьяне так и поступали, т. к. стоимость земли по выкупу фактически превышала её действит. цену. Крестьянская община сохранялась. Надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа – общинной собственности.
В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европ. России. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» распространялось на 29 великорусских губерний, 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую), 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии и на часть Харьковской губ. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос (нечернозёмной, чернозёмной, степной). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 дес. (от 3,3 до 7,6 га), низший – 1/3 высшего. В чернозёмной полосе: высший – от 23/4 до 6 дес. (от 2,5 до 6,5 га), низший – менее 1 дес. (1,1 га). В степной полосе: в великорусских губерниях – от 6 до 12 дес. (от 6,5 до 13,1 га), в украинских – от 3 до 6,5 дес. (от 3,3 до 7,1 га). Если надел был больше высшего, излишек мог быть отрезан, если же меньше низшей нормы, то помещик обязан был прирезать недостающее количество земли. Оброк устанавливался от 3 до 12 руб. в год за душевой надел. Барщина за высший душевой надел составляла 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Остальные «Местные положения» в осн. повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян … в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний, в которых отсутствовало общинное землевладение, предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния подразделялась на неск. местностей, для которых устанавливалась высшая норма душевого надела: от 23/4 до 41/2 дес. (от 2,5 до 4,9 га). Низшая норма составляла 1/2 высшей. Повинности на Левобережной Украине были меньше, чем в великорусских губерниях (оброк – от 1 руб. 40 коп. до 2 руб. 80 коп. за 1 дес.; барщина – от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 дес.). «Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по Инвентарным правилам 1847–48. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ровенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до К. р. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентариях имений. Под влиянием Польского восстания 1863–64 произошли изменения в условиях К. р. в зап. губерниях и на Правобережной Украине. Здесь вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20%, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своего землевладения в 1857–61, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше – частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.
Реализация К. р. началась с составления уставных грамот. Этот процесс в осн. завершился к сер. 1863. Всего было составлено ок. 113 тыс. грамот (в целом от крепостной зависимости освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян обоего пола).
«Положение об устройстве дворовых людей» от 19.2(3.3).1861 предусматривало освобождение без земли, но в течение 2 лет дворовые люди оставались в полной зависимости от владельцев. Особенности К. р. для отд. категорий крестьян и специфических районов определялись 8 дополнительными правилами от 19.2(3.3).1861 («Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов» и др.).
К. р. коснулась также удельных крестьян, которые по указу от 26.6(8.7).1863 переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Общего положения...». Законом от 24.11(6.12).1866 началась реформа гос. крестьян (составляли 45% рос. крестьянства, были лично свободны). За ними сохранялись земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12(24).6.1886 гос. крестьяне были переведены на выкуп.
Крепостное право было отменено также на нац. окраинах Рос. империи: на Кавказе, в Закавказье, в Бессарабии. Условия реформ в этих местах были более тяжёлыми (вся земля оставалась за помещиками, выкуп не только полевого надела, но и усадьбы зависел от их воли).
К. р. 1861 положила начало серии реформ – судебной реформе 1864, земской реформе 1864, военным реформам 1860–70-х гг., получившим назв. «Великие реформы». Они означали перестройку гос. системы в целом, способствовали развитию капитализма и процессов модернизации в России, создание предпосылок для перехода от сословного к гражд. обществу. Воспринимались большинством современников как поворотный пункт рос. истории, а имп. Александр II вошёл в историю как «царь-освободитель». Вместе с тем К. р. 1861 была подвергнута критике революц. демократами за недостаточный, по их мнению, размер земельных наделов, полученных крестьянами.