Автор: Anonymous
ХОРАСАН
09.09.2024
0
0
11
Поделиться
ХОРАСАН

Хорасáн — историческая область в Западной и Центральной Азии (ныне северо-­восток Ирана, юго-восток Туркменистана, северо-­запад Афганистана). Расположен между Туркмено-­Хорасанскими горами на севере, Большой Иранской пустыней на западе, Гиндукушем на востоке, Восточноиранскими горами на юге. Название Х. (среднеперс. Хварасан — «Солнечный восход») обозначало при Сасанидах восточные области их державы. После арабских завоеваний Х. перешел в состав Омейядов халифата и Аббасидов халифата, в середине IX — начале XIV в. — под власть Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, государства Газневидов, Сельджукидов, хорезмшахов, Хулагуидов, частично — Картов. В VIII–XIII вв. — одна из наиболее развитых областей мира ислама, куда активно переселялись при Омейядах арабы кальбиты и кайситы (особенно в округе Мерва), при Аббасидахтюрки, прежде всего огузы. Из Х. вывозились фрукты, шелк-сырец, шерсть (козья и овечья), меха, готовые ткани. Здесь находился важный центр верблюдоводства и коневодства. Наряду с драгоценными металлами добывались свинец, медь, железо, сера, купорос, мышьяк, мрамор и малахит. Основные города — Нишапур, Тус, Серахс, Абиверд, Ниса и Себзевар — являлись центрами арабской культуры и богословия — как суннизма, так и шиизма (школы калама, процветающие медресе, учения имамитов и исмаилитов), а также суфизма (здесь в IX–XI вв. жили его основоположники — ас-­Саррадж, аль-­Калабази, аль-­Кушайри, аль-­Газали, Ансари и др.). Здесь же в X–XII вв. сформировалась ирано-­мусульманская культурная традиция, пользовавшаяся новоперсидским языком (родина эпика Фирдоуси, лирика Хайяма, мистиков Абуль-­Хайра, Аттара, Руми).

Опустошенный в 1220–1223 монгольскими завоеваниями Х. так и не достиг прежнего процветания. В середине XIV в. стал местом восстания сарбадаров, в конце XIV в. был захвачен Тимуром, в начале XVI в. — Мухаммадом Шейбани. в середине XVI в. — Шейбанидами. В начале XIX в. Х. разделили между собой иранские Каджары (Нишапурский оазис), Афганистан (Балхский и Гератский оазисы) и туркмены (Мервский оазис); окончательное разграничение между 1881 и 1893 происходило при непосредственном участии России и Британской империи. В середине XIX — начале XX в. полиэтническое население Х. составляли, за исключением немногочисленных общин иудеев, преимущественно мусульмане (шииты-­имамиты на западе, сунниты-­ханафиты на востоке). С оседлыми крестьянами и горожанами (в основном земледельцами и торгово-­ремесленным людом), говорившими на восточноперсидских диалектах, сосуществовали различные конфедерации илятовкурды, хазарэ, бедуины, туркмены, белуджи. Иранский Х., длительное время составлявший единую провинцию (остан), в 2004 был разделен на Хорасан Разави, Южный и Северный Хорасан.

Лит.: MacGregor C. M. Narrative of a Journey through the Province of Khorassan and of the N. W. Frontier of Afghanistan in 1875. Vol. I–II. London, 1879; Diez E. Churasanische Baudenkmäler. Berlin, 1918; Herzfeld E. Khorasan: Denkmalsgeographische Studien zur Kulturgeschichte des Islams in Iran // Der Islam. XI. 1921. S. 107–174; Черняковская ЕГХорасан и Сеистан. Л., 1931; Papoli-­Yazdi M.-H. Le nomadisme dans le nord du Khorassan. Paris, 1991. Янь Миньцзя.