ГУБЕР ИОГАНН НЕПОМУК - немецкий католический богослов, философ, историк.
Родился в бедной семье торговца-старьевщика. В ноябре 1850 года поступил на теологический факультет Мюнхенского университета, который успешно окончил, невзирая на стесненные материальные условия. В университете учителями Губера были богослов и историк Церкви И.Й.И. фон Дёллингер, философ Г.В. Тирш, ориенталист Й. фон Мюллер; на формирование его философских и богословских воззрений определяющее влияние оказали сочинения Ф.К. фон Баадера, Э. фон Лазо, а также поздняя философия Ф.В.Й. Шеллинга. Большую роль в творческом становлении молодого Губера сыграло знакомство с католическим богословом и философом И.Н.П. Ойшингером, у которого он брал частные уроки философии. В студенческие годы Губер привлек к себе внимание как многообещающий автор, опубликовав направленное против мюнхенского профессора философии К. Прантля полемическое сочинение «Der Anthropologism des Dr. C. Prantl und seine jüngste Bevorwortung kritisch beleuchtet von J.N. Huber» (Антропологизм доктора К. Прантля и его новейшее подтверждение в критическом освещении И.Н. Губера, 1852), в котором выступил в защиту Ойшингера от критических выпадов писателя и историка Ф. Дана. Губер вступил в католический союз «Tafelrunde» (буквадбно - Застольный кружок), однако в 1858 году покинул его в знак протеста против чрезмерно строгого, по мнению Губера, ограничения задач союза рамками «позитивной» католической догматики.
По завершении теологического образования Губер отказался от принятия духовного сана и предпочел академическую деятельность. В 1854 году он защитил докторскую диссертацию «Die Cartesianischen Beweise vom Dasein Gottes» (Картезианские доказательства бытия Божия), а уже в 1855 году опубликовал габилитационное сочинение «Über Platons Lehre von einem persönlichen Gott» (К учению Платона о личном Боге) и получил должность приват-доцента философского факультета Мюнхенского университета. В это же время он познакомился с будущей женой Жозефиной Курциус; из-за несогласия родителей невесты брак был заключен только в 1860 году.
В 1859 году Губер опубликовал сочинение «Die Philosophie der Kirchenväter» (Философия отцов Церкви), где пытался показать, что святоотеческие сочинения «не реализуют понятия христианской философии, так как не являются чистыми и изначальными творениями из глубин христианского духа, но во многом оказываются пропитаны стихиями древней философии, чьи понятия нередко недостаточны для христианской догмы» (S. 361). Губер выдвигал тезис, что православие и католицизм - 2 взаимно уравновешивающие друг друга крайности: «Два направления греческой и латинской Церкви, которые мы ясно видим в развитии патристической науки... взаимно ограничивают друг друга; греческая Церковь уберегает римскую от погружения в исключительный верующий эмпиризм; римская же, постигающая христианство прежде всего как исторический факт, напротив, удерживает греческую от чересчур дерзновенного философского идеализма, опасного для Евангелия. Таким образом, оба направления, эмпирическое латинское и идеалистическое греческое, взаимно уравновешивают и смягчают друг друга» (S. 361-362). Столь вольное толкование святоотеческих творений обусловило негативное восприятие книги католической Церковью: ее внесли в Индекс запрещенных книг. Та же участь постигла и непосредственно продолжившее ее сочинение Губера «Johannes Scotus Erigena: Ein Beitr. zu Geschichte der Philosophie und Theologie im Mittelalter» (Иоанн Скот Эриугена: Из истории философии и богословия в средние века, 1861) - его наиболее значительное достижение как историка философии, способствовавшее возрождению интереса к наследию Иоанна Скота Эриугены. Эта фундаментальная монография содержит тщательную реконструкцию биографии и подробный анализ философско-богословской системы Эриугены, особое внимание в ней уделяется своеобразию переработки Эриугеной неоплатонического наследия в контексте христианского богословия. Губер отказался подчиниться церковной власти, вследствие чего студентам-теологам официально было запрещено посещать его лекции. Эти обстоятельства не имели, однако, существенных негативных последствий для его дальнейшей карьеры. Популярность среди студентов и написанные им книги способствовали его успеху на университетском поприще. В 1859 году он стал экстраординарным, а в 1864 году - ординарным профессором философии и педагогики Мюнхенского ун-иверситета. Несмотря на конфликт с католической Церковью, Губер пользовался признанием и покровительством баварских правителей из династии Виттельсбахов: король Максимилиан II, приверженец шеллинговской философии, под впечатлением книги Губера об Эриугене заказал ему большую монографию о Шеллинге (замысел не был осуществлен, т. к. после смерти Максимилиана II его наследник король Людвиг II освободил Губера от трудоемкого заказа), престарелый принц Луитпольд и король Людвиг II приглашали его для чтения частных лекций по философии.
Параллельно с преподаванием в университете Губер писал полемические сочинения, в которых, несмотря на разнообразие тематики, ясно прослеживается основная философская интенция - стремление к созданию мировоззрения, органично соединяющего основы христианской веры с достижениями наук (прежде всего естествознания и истории). Главными оппонентами Губера в этой полемике неизменно становились современные ему учения, враждебные христианской религии: антропологический материализм Л. Фейербаха, левогегельянская историческая критика Д.Ф. Штрауса, эволюционизм Ч. Дарвина, материалистический монизм Э. Геккеля, этический пессимизм А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана и т. п. Литературное творчество Губер совмещал с частыми поездками по Европе (Париж, Вена, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя, Ницца); в 1875 году предпринял путешествие в Афины и К-поль.
Обострение церковно-политической ситуации в связи с подготовкой Ватиканского I Собора, имевшего целью принятие догмата о непогрешимости папы Римского, способствовало новому вовлечению Губера в конфронтацию с католицизмом. Еще до созыва Собора Губер и Дёллингер составили опубликованный под псевдонимом Янус манифест «Der Papst und das Conzil» (Папа и Собор, 1869), где доказывалось, что непогрешимость папы не находит оснований ни в Священном Писании, ни в церковной истории, а в ходе работы Собора обнародовали под псевдонимом Квиринус памфлет «Römische Sendschreiben über das Conzil» (Римские послания о Соборе, 1870), в котором оценили его как канонически неправомочный. Губер продолжал полемику против введения догмата о непогрешимости папы уже под собственным именем в многочисленных брошюрах (например, «Der Papst und der Staat. Die Freiheiten der französischen Kirche» - Папа и государство: Свободы французской Церкви, 1870) и статьях в аугсбургской газеты «Allgemeine Zeitung», где характеризовал его как явление более опасное, нежели стремительное распространение материализма. После утверждения Собором этого догмата Губер решительно взял сторону оппозиции официальному католицизму и стал одним из идейных и организационных лидеров старокатолического движения (смотри статью Старокатолики) в Баварии. По его инициативе в Мюнхене была создана старокатолическая община и проводились ежемесячные собрания старокатоликов; в сентябре 1871 года по предложению и при активном содействии Губера в Мюнхене был созван 1-й старокатолический конгресс. Выдающимся достижением Губера полемиста, органично соединившего публицистический пафос и научную добросовестность, стало разоблачение доктрины и характера деятельности иезуитов в сочинении «Der Jesuitenorden nach seiner Verfassung und Doktrin, Wirksamkeit und Geschichte charakterisiert» (Орден иезуитов, охарактеризованный в соответствии с его уставом и доктриной, его деятельностью и историей, 1873). Губер утверждал, что «орден иезуитов… в существенной мере несет на себе отпечаток средневекового католицизма», является «подлинным отпрыском папства», его деятельность под разными прикрытиями будет необходима Римской Церкви, пока она сама не «подвергнется глубокому внутреннему преобразованию» (Der Jesuitenorden. S. IX). По мнению Губера, именно с деятельностью иезуитов связано расширение претензий католической иерархии на власть в решении светских вопросов, ее вмешательство в политику, а также провозглашение догмата о непогрешимости папы.
Губер участвовал в социально-политических дискуссиях. В сочинении «Der Proletarier: Drei Vorlesungen zur Orientierung in der sozialen Frage» (Пролетарий: Три лекции для ориентирования в социальном вопросе, 1865) он, подхватывая мысли Баадера и Ф. Лассаля о пролетариате, подверг критике радикальный социализм и коммунизм и противопоставил им проекты организации взаимопомощи рабочих на основе их единения во Христе при одновременном развитии системы государственной социальной помощи. В брошюре «Das Verhältniss der deutschen Philosophie zur nationalen Erhebung» (Отношение немецкой философии к национальному возрождению, 1871) Губер с энтузиазмом приветствовал первые шаги к объединению Германии. Стремясь к деятельному участию в решении социальных вопросов, он в 1875 году выдвинул свою кандидатуру на выборы депутатов в баварский ландтаг, однако его отказ связать себя фракционными обязательствами с баварскими либеральными политическими партиями привел к конфликту с избирателями и провалу кампании.
Неудачи на политическом поприще, утрата популярности среди студенчества и растущая изоляция старокатолических общин способствовали тому, что во 2-й половине 70-х годов Губер все меньше участвовал в полемике. Последним опубликованным сочинением стала статья о магии, посвященная критике теории и практики спиритизма (1878). Незавершенным осталось обширное сочинение «Geschichte des Sozialismus» (История социализма), над которым он работал в последние годы жизни. Желанию Губера изложить свои воззрения в систематической форме не суждено было осуществиться: он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Обширное и разнообразное по тематике творческое наследие Губера можно условно разделить на 4 группы.
1. Церковно-политическая публицистика кроме названных сочинений представлена многочисленными газетными статьями и выступлениями на конгрессах старокатоликов.
2. К историко-философским сочинениям относятся монографии о Р. Декарте, отцах Церкви, Платоне и Иоанне Скоте Эриугене; сочинение «Über die Willensfreiheit: Eine philosoph. Abhandlung» (О свободе воли: Философское исследование, 1858), где дается обзор богословских споров о свободе и предопределении от блаженного Августина до М. Лютера и дискуссий о детерминизме в философии Нового времени от Декарта до Г.В.Ф. Гегеля; обширный очерк «Die religiöse Aufklärung im achtzenten Jahrhundert» (Религиозное просвещение в XVIII в.; в кн. «Studien» (Исследования), 1867); статьи о Ф.Р. де Ламенне, Я. Бёме и Б. Спинозе в книге «Kleine Schriften: Biogr. Skizzen und kulturhist. Aufsätze» (Малые сочинения: Биографические очерки и культурно-исторические наброски, 1871).
3. Большинство философских работ Губера носит в той или иной степени апологетический характер. Так, в сочинении «Die Idee der Unsterblichkeit» (Идея бессмертия, 1864) опровергаются традиционные материалистические аргументы против бессмертия души и предлагается доказательство бессмертия, исходя из способности человеческого духа к воспроизведению тождества личности. В сочинении «Die Lehre Darwins kritisch betrachtet» (Критическое рассмотрение учения Дарвина, 1871) демонстрируется неудовлетворительность механистических объяснений природных процессов и обосновывается телеологический взгляд на природу. Не отказывая дарвиновской теории естественного отбора в научности, Губер настаивал на оценке ее как всего лишь гипотезы, конкурирующей с телеологическим объяснением происхождения видов, и тем самым отклонял претензии дарвинизма на дискредитацию христианского учения о сотворении мира. В сочинениях «Der alte und der neue Glaube: Ein Bekenntnis von D. Fr. Strauss krit. gewürdigt» (Старая и новая вера: Критическая оценка исповедания Д.Ф. Штрауса, 1873), «Zur Kritik moderner Schöpfungslehren, mit besonderer Rücksicht auf E. Häckels «Natürliche Schöpfungsgeschichte»» (К критике современных теорий творения, в особенности «Естественной истории творения» Э. Геккеля, 1875) и «Die Forschung nach der Materie» (Исследование материи, 1877) вскрывается логическая противоречивость материализма и несостоятельность его претензий на выдвижение новых нравственных ценностей. В брошюрах «Die ethische Frage» (Этический вопрос, 1875), «Die religiöse Frage: Wider Eduard von Hartmann» (Религиозный вопрос: Против Э. фон Гартмана, 1875), «Pessimismus» (Пессимизм, 1876) показана атеистическая основа иррационализма Шопенгауэра и Гартмана, а их этический пессимизм рассматривается как результат ложной индукции. Особый интерес представляет очерк «Zur Christologie» (К христологии; в кн. «Studien» (Исследования), 1867), в к-ром Г. на основе философского анализа понятия идеала доказывал неубедительность искусственного разделения образа Спасителя на «нравственный идеал» и «исторического Иисуса» и выступал против редукции христианства к секуляризованной «моральной вере».
4. Политическая публицистика, представленная помимо названных сочинений статьей «Communismus und Sozialismus» (Коммунизм и социализм, 1871) и сочинением «Die Philosophie der Sozialdemokratie» (Философия социал-демократии, 1887), посвящена главным образом оценке значения социализма. Исследуя исторические истоки социалистических учений, Губер рассматривал их прежде всего как духовный феномен, критиковал чрезмерное сосредоточение современных ему идеологов социализма на проблеме собственности и подчеркивал лежащие в его основе религиозно-нравственные устремления. В качестве общественного идеала Губер выдвигал «культурное государство» (Kulturstaat), предоставляющее свободу развитию ассоциаций и других форм взаимопомощи и предотвращающее неравномерное распределение благ в обществе посредством социальных реформ.
В то время как влияние философии Губера было незначительным, его церковно-политическая деятельность оказала серьезное воздействие на дальнейшую эволюцию старокатолического движения.
Иллюстрации:
Портрет Губера. Архив БРЭ.
Сочинения:
Der Anthropologism des Dr. C. Prantl und seine jüngste Bevorwortung. Münch., 1853;
Die Cartesianischen Beweise vom Dasein Gottes. Augsburg, 1854;
Über Platons Lehre von einem persönlichen Gott. Münch., 1855;
Über die Willensfreiheit. Münch., 1858;
Die Philosophie der Kirchenväter. Münch., 1859;
Johannes Scotus Erigena: Ein Beitr. zu Geschichte der Philosophie und Theologie im Mittelalter. Münch., 1861;
Die Idee der Unsterblichkeit. Münch., 1864, 18652, 18783;
Der Proletarier: Drei Vorlesungen z. Orientierung in d. sozialen Frage. Münch., 1865;
Der Papst und der Staat. Münch., 1870;
Die Lehre Darwins kritisch betrachtet. Münch., 1871;
Das Verhältniss der deutschen Philosophie zur nationalen Erhebung. B., 1871;
Kleine Schriften. Lpz., 1871, 18732;
Der Jesuitenorden nach seiner Verfassung und Doktrin, Wirksamkeit und Geschichte charakterisiert. B., 1873;
Der alte und der neue Glaube: Ein Bekenntnis von D. Fr. Strauss krit. gewürdigt. Nördlingen, 1873;
Die ethische Frage. Münch., 1875;
Die religiöse Frage. Münch., 1875;
Zur Kritik moderner Schöpfungslehren, mit besonderer Rücksicht auf E. Häckels «Natürliche Schöpfungsgeschichte». Münch., 1875;
Der Pessimismus. Münch., 1876;
Die Forschung nach der Materie. Münch., 1877;
Zur Philosophie der Astronomie. Münch., 1878;
Psychologische Studien. Münch., 1878. 2 Bde;
Die Philosophie der Sozialdemokratie. Münch., 1887.