ДАНИИЛ МИТРОПОЛИТ - митрополит Московский и всея Руси, церковный деятель, писатель и публицист.
Происходил, скорее всего, из церковной среды. Принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. В последние годы жизни Иосифа Волоцкого фактически возглавлял монастырь, игумен (сентябрь 1515 - январь 1522). Продолжил его курс на строгое соблюдение норм общежительного устава (ужесточил его нормы, запретив монахам держать книги в кельях, что вызвало конфликт Даниила с некоторыми из них), расширение землевладения и укрепление благосостояния монастыря. По желанию вели. мкого князяосковского Василия III Ивановича был поставлен на митрополию собором русских иерархов (декабрь 1521 года). Возглавил иосифлян и серьёзно укрепил их позиции: из 8 поставленных им в 1522-1536 годах архиеереев 3 были старцами Иосифо-Волоколамского монастыря, а 4 (или 3) были сторонниками иосифлян, в том числе будущий митрополит Макарий.
Формально разделяя теорию о первенстве духовной власти над светской (при этом, согласно взглядам иосифлян, особо подчёркивая богоустановленность верховной власти), Даниил на практике постоянно поддерживал Василия III в разрешении конфликтных и иных ситуаций, зачастую сомнительных в моральном плане. В мае 1523 года он подписался под гарантиями безопасного приезда в Москву новгород-северского князя Василия Ивановича Шемячича (по прибытии в столицу был арестован с семьёй и заключён в темницу, где и умер). Даниил поддержал, обосновал и помог осуществить в ноябре 1525 года насильственный постриг первой жены Василия III С.Ю. Сабуровой из-за её «неплодства», а в январе 1526 года венчал его вторым браком с княжной Е.В. Глинской. Зимой - весной 1525 года Даниил подготовил и провёл соборный суд над Максимом Греком и рядом других лиц по церковным вопросам и участвовал в светском суде над ним по тяжким (главным образом сфальсифицированным) обвинениям. Весной 1531 года Даниил организовал соборный суд над главой нестяжателей - Вассианом (Патрикеевым), рядом лиц из его окружения, а также повторный суд над Максимом Греком. Собор признал ошибочными и еретическими высказывания обвиняемых об осуждении монастырского землевладения, непризнание канонизации ряда русских святых XV-XVI веков, неодобрение жестоких репрессий в отношении лиц, признанных еретиками, и т. п., а также запретил ряд их сочинений и книг, в т. ч. Кормчую Вассиана (Патрикеева). На том же соборе 1531 года был канонизирован Пафнутий Боровский, сомнение в святости которого высказывали осуждённые. Даниил сыграл значительную роль в событиях, связанных со смертью Василия III: участвовал в составлении и заверении завещания великого князя, был назначен одним из основных душеприказчиков, настоял, согласно желанию Василия III и вопреки позиции ряда бояр, на его постриге в последние минуты жизни, организовал его похороны. Сразу после кончины Василия III привёл к присяге трёхлетнему великому князю московскому Ивану IV Васильевичу его дядей, князей Юрия Ивановича и Андрея Ивановича, а также членов Боярской думы и Государева двора. В период боярского правления 1530-1540-х годов стал последовательным сторонником великой княгини Е.В. Глинской, поддержал её в 1537 году во время выступления князя Андрея Ивановича. В феврале 1539 года Даниил был насильственно сведён с кафедры «партией» князей Шуйских по обвинению в «великом сребролюбии», немилосердии и жестокости, а также по состоянию здоровья. Последние годы провёл в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Даниил был книжником-эрудитом, умелым организатором митрополичьего скриптория, масштабы деятельности которого при нём значительно увеличились. Его перу принадлежат более 60 текстов - слов, поучений, посланий и других сочинений (в т. ч. в защиту церковного землевладения). Тематика его текстов разнообразна: обличение еретиков, суждения о божественной природе самодержца, о нормах праведного суда и управления, о правилах монастырской жизни и преимуществе общежительных обителей и т. п. Для авторской манеры Даниила характерно обоснование каждого суждения развёрнутой подборкой цитат из Священного Писания, сочинений отцов Церкви и разнообразных, в т. ч. и переводных, произведений, в сочетании с разговорным языком в обличительных и нравоучительных текстах. К периоду пребывания Даниила на кафедре относится создание в митрополичьем скриптории около 20 рукописей. Даниил был редактором-составителем Никоновской летописи и, скорее всего, Иоасафовской летописи, Сводной Кормчей, «Соборника» Даниила, сборника по преимуществу антикатолических полемических сочинений и др. По инициативе Даниила дописывался «формулярник» митрополичьей кафедры, составлялась копийная книга документов на земельные владения кафедры и митрополичьих монастырей. Многие рукописи сохранили следы авторской и редакторской работы Даниила. Написание целого ряда сочинений, летописей и памятников было вызвано задачами внутрицерковной и политической борьбы, но в перспективе они стали основанием для осмысления и описания истории Русского государства, его роли как единственного в тот период православного царства.