Автор: Александр Попцов
231. «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»
26.11.2021
0
0
13
Поделиться

«ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» - официальное издание Министерства народного просвещения, выходившее в 1834-1917 годы ежемесячно.

(Всего было опубликованно 434 части, каждая включала неск. номеров). Министерство народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 году по инициативе министра П.В. Завадовского. В 1803-1819 годы издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 годы - «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 годы - «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения».

ЖМНП был основан в 1834 году  по инициативе министра народного просвещения графа С.С. Уварова. Печатался в типографии Санкт-Петербургской АН. Редакторами журнала были К.С. Сербинович (1834-1856 годы), А.В. Никитенко (1856-1860 годы), К.Д. Ушинский (1860-1861 годы), Ю.С. Рехневский (1862-1867 годы), И.Д. Галанин (1867 год), А.И. Георгиевский (1868-1870 годы), Е.М. Феоктистов (1871-1882 годы), Л.Н. Майков (1883-1890 годы), В.Г. Васильевский (1891-1899 годы), Э.Л. Радлов (1899-1917 годы), П.И. Лебедев-Полянский (1917 год).

В 1-м номере в программной статье (1834 год. № 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 года «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в котором провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А.В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи (Старчевский А.В. Восп. старого литератора // ИВ. 1888. № 10. С. 110).

Вначале в ЖМНП было 6 отделов: «Действия правительства» (публиковались указы, постановления и распоряжения по Министерству народного просвещения), отдел словесности, науки и художеств (оригинальные и переводные статьи по религии, философии, истории, филологии, правоведению, педагогике), «Известия о ученых и учебных заведениях в России» (сведения о трудах академий, ун-тов и ученых обществ, о публичных актах и лекциях, о состоянии учебных и ученых заведений), «Известия об иностранных учебных и ученых заведениях», «История просвещения и гражданского образования» (история образования в России и других странах, биографии знаменитых деятелей просвещения), «Новости и смесь». В журнале печатались библиографические обзоры и рецензии на научные труды и художественные произведения, с 1837 года - указатели и анонсы выходящих в России и за границей книг, с 1848 года - «Указатель замечательнейших открытий по математическим, физическим и естественным наукам» М.С. Хотинского. ЖМНП был ведущим научно-популярным изданием в стране, освещал научную жизнь России и Запада, последние открытия, состояние просвещения в разных странах, особое место отводилось педагогике, истории и филологии.

Первый редактор Сербинович одновременно был директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода и Хозяйственного управления при Синоде. При нем ЖМНП до 1849 года получал ежегодную правительственную субсидию в 10 тыс. р. Затем основным источником финансирования журнала стали доходы от подписки (было 600 обязательных подписчиков). Никитенко считал, что Сербинович, работавший в Синоде, не в состоянии уделять должное внимание журналу, он докладывал в Министерство народного просвещения, что «журнал не пользуется уважением и доверенностью читателей» (Арх. К.Д. Ушинского. Т. 1. С. 361). С апреля 1855 года Никитенко по инициативе министра народного просвещения A.С. Норова стал фактическим редактором ЖМНП, 24 янвяря 1856 года вступил в должность. Новый редактор попытался улучшить качество ЖМНП, при нем впервые стали печататься художественные произведения (напр., трагедия О.Ф. Миллера «Конрадин, последний из Гогенштауфенов»), а также статьи по философии, теории словесности и т. п.

Однако в этот период ЖМНП слабо освещал педагогическую тематику. В 1859 году инспектор Смольного института благородных девиц Ушинский обратился к министру народного просвещения Е.П. Ковалевскому с просьбой разрешить издание критико-философского педагогического и психологического журнала «Убеждение». Вместо этого министр решил сделать Ушинского редактором ЖМНП, положив в основу издания программу, разработанную для журнала «Убеждение». В представлении об утверждении Ковалевский писал: «Журнал министерства народного просвещения в настоящем своем виде не занимает в русской литературе места, которое принадлежит ему по праву как органу правительственного учреждения» (Там же. С. 11). Министр надеялся, что педагогические и философские взгляды Ушинского будут иметь полезное влияние на воспитание юношества. Ушинский поставил целью «из журнала совершенно бесхарактерного, в котором в продолжение около тридцати лет помещались статьи, не принимаемые другими журналами... сделать специальный журнал министерства, то есть говорить о том предмете, которым министерство занимается,- о народном образовании» (Там же. С. 51).

В связи с этим с июля 1860 года структура издания изменилась: появилось 4 отдела («Педагогика и дидактика», «Вспомогательные науки», «Критика и библиография», «Известия и смесь»), стали печататься критические разборы педагогических сочинений, учебников, книг для детей, а также научных трудов и художественных произведений, статьи по психологии, о физическом воспитании; исторические статьи затрагивали проблемы народного образования. Официальная часть, состоящая из правительственных распоряжений, выходила с отдельной пагинацией. В ЖМНП был напечатан «Проект устава низших и средних училищ ведомства Министерства народного просвещения» для замечаний со стороны общественности (1860. № 3. Отд. 1. С. 83-163). Ушинскому удавалось отстаивать позицию и программу журнала, пока министром оставался Ковалевский. Сменивший его в 1861 году министр Е.В. Путятин решил преобразовать печатный орган в периодическое издание прежнего типа, посвященное всем наукам. Ушинский подал в отставку. Однако отставка самого Путятина в декабре 1861 года позволила новому редактору Рехневскому сохранить педагогическое направление ЖМНП. Следующий министр А.В. Головнин предлагал Ушинскому вернуться в редакцию, но тот отказался.

Существенную роль в работе издания в конце 60-х-70-х годов XIX века играл Георгиевский, в т. ч. после ухода с поста редактора, когда он стал председателем Ученого комитета министерства. В 1871 году он был командирован за границу для изучения систем реального и классического образования, впосл. написал статьи: «О реальном образовании в Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии и Швейцарии» (1871. № 12. Отд. 3. С. 97-237), «О государственных экзаменах в Германии и Австрии» (1878. Отд. 4. № 1. С. 1-57; № 3. С. 83-143).

В ЖМНП уделялось внимание и естественнонаучным дисциплинам, печатались работы по астрономии, физике, математике, химии, медицине, биологии. Напр., была опубликована статья «Полное затмение Солнца в Пензе» профессора Казанского университета Н.И. Лобачевского (1843. № 8. Отд. 2. С. 65-96).

Значительно больше места занимали исторические статьи. Н.В. Гоголь, преподававший историю в Патриотическом институте в Санкт-Петербурге, напечатал в журнале статьи «Отрывок из истории Малороссии» (1834. № 4. Отд. 2. С. 1-15), «О малороссийских песнях» (Там же. С. 16-26), а также «План преподавания всеобщей истории» (1834. № 2. Отд. 2. С. 189-209). Он добивался назначения на кафедру всеобщей истории в открывавшемся Киевском университете св. Владимира и составил этот план для представления Уварову. Однако устроиться в Киев не удалось, и Гоголь в 1834 году был назначен адъюнкт-профессором Санкт-Петербургского университета. Его 1-я лекция, имевшая большой успех у студентов, также была опубликована в ЖМНП под названием «О Средних веках» (1834. № 9. Отд. 2. С. 409-427).

По русской истории здесь печатались статьи И.И. Срезневского («Обзор материалов для изучения славяно-русской палеографии» (1867. № 1. Отд. 2. С. 76-115)), М.П. Погодина («Стрелецкие бунты» (1873. № 12. Отд. 2. С. 193-240; 1874. № 10. Отд. 2. С. 182-210; 1875. № 3. Отд. 2. С. 48-75)), П.Н. Милюкова («Государственное хозяйство в России в связи с реформами Петра Великого» (1890. Отд. 2. № 9. С. 1-107; № 10. С. 301-357; № 11. С. 1-79; 1891. Отд. 2. № 1. С. 1-47; № 3. С. 30-146; № 8. С. 289-393; № 10. С. 408-482; 1892. Отд. 2. № 1. С. 65-124; № 2. С. 261-347)), И.А. Тихомирова («Обозрение состава Воскресенского летописного свода» (1894. № 12. Отд. 2. С. 237-254), «Обозрение состава московских летописных сводов, 1425-1533 годы» (1895. № 8. Отд. 2. С. 416-451)), А.Е. Преснякова («Новые данные для изучения московских летописных сводов» (1895. № 6. Отд. 2. С. 466-475)), Н.П. Павлова-Сильванского («Иммунитеты в удельной Руси» (1900. № 12. Отд. 2. С. 318-365)), И.А. Вышнеградского, Я.К. Грота, А.С. Лаппо-Данилевского, К.А. Неволина, С.Ф. Ольденбурга, С.В. Рождественского, П.М. Строева, Н.Г. Устрялова, Е.Ф. Шмурло и др.

С.Ф. Платонов, который до 1896 годк являлся помощником редактора ЖМНП, напечатал в журнале статьи: «Заметки по истории московских земских соборов» (1883. № 3. Отд. 2. С. 1-20), «Новая повесть о Смутном времени XVII века» (1886. № 1. Отд. 2. С. 50-67), «Московские волнения 1648 года» (1888. № 6. Отд. 2. С. 279-289), «Как возникли чети?: (К вопросу о происхождении московских приказов-четвертей)» (1892. № 5. Отд. 2. С. 158-171), «К истории опричнины XVI века» (1897. № 10. Отд. 2. С. 260-276), а также рецензии, в т. ч. на князя Д.И. Иловайского «История России» (1891. № 3. Отд. 2. С. 180-199). В ЖМНП вышел выдающийся труд А.А. Шахматова «Общерусские летописные своды XIV и XV веков» (1900. Отд. 2. № 9. С. 90-176; № 11. С. 135-200; 1901. № 11. Отд. 2. С. 52-80).

В журнале печатались статьи Васильевского по истории Византии и России: «Византия и печенеги» (1872. Отд. 2. № 11. С. 116-165; № 12. С. 243-332), «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков» (1874. № 11. Отд. 2. С. 105-144; 1875. Отд. 2. № 2. С. 394-451; № 3. С. 76-152), «Русско-византийские отрывки» (1875. № 12. Отд. 2. С. 270-315; 1876. Отд. 2. № 3. С. 117-187; № 6. С. 368-434; 1877. Отд. 2. № 1. С. 41-82; № 2. С. 157-185; № 6. С. 283-329; 1878. Отд. 2. № 1. С. 86-154; № 2. С. 277-306; № 3. С. 128-181).

В 1881 году были опубликованы найденные Васильевским «Советы и рассказы византийского боярина XI века» (Отд. 2. № 6. С. 242-299; № 7. С. 102-171; № 8. С. 316-357). По истории Византии также публиковались работы А.А. Васильева, Г.С. Дестуниса, Ф.И. Успенского; по истории Древней Греции и Рима - И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского, М.С. Куторги, В.В. Латышева, В.И. Модестова, М.И. Ростовцева, Э.Р. фон Штерна; по истории народов Востока - Г.Е. Грум-Гржимайло, Д.М. Позднеева, Ростовцева, Б.А. Тураева; по истории стран Европы и Америки - П.Н. Ардашева, Р.Ю. Виппера, Д.М. Петрушевского; по истории славян - М.В. Довнар-Запольского, П.А. Кулаковского.

В 1872 году в ЖМНП появился отдел классической филологии, который приобрел мировую известность. В 90-х годы им руководил филолог-классик и византинист В.К. Ернштедт. Здесь публиковались статьи по вопросам классической древности С.А. Жебелёва, Латышева, Ростовцева, Ф.Ф. Соколова, И.И. Толстого и др., а также переводы из древних классиков.

Из литературоведческих публикаций следует выделить работы А.Н. Веселовского «Византийские повести и Варлаам и Иоасаф» (1877. № 7. Отд. 2. С. 122-154) и «Мелкие заметки о былинах» (1885. № 12. Отд. 2. С. 166-198; 1888. № 5. Отд. 2. С. 74-90; 1889. № 5. Отд. 2. С. 32-46), И. Н. Жданова «Василий Буслаевич и Волх Всеславьевич» (1893. Отд. 2. № 9. С. 187-240; № 10. С. 287-320; № 12. С. 199-258; 1894. Отд. 2. № 2. С. 189-412; № 3. С. 88-134), С. К. Шамбинаго «Старины о Святогоре и поэма о Калеви-поэге» (1902. № 1. Отд. 2. С. 49-73), М. Г. Халанского «К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем» (1902. № 8. Отд. 2. С. 287-356; 1903. № 11. Отд. 2. С. 1-40), М. И. Броссе, П. И. Кеппена, Никитенко, П. А. Плетнёва, А. И. Соболевского. В ЖМНП появилась 1-я публикация И. Ф. Анненского - рецензия на грамматику А. Малецкого (1881. № 3. Отд. 2. С. 170-179), а затем и его статьи по истории античной лит-ры, переводы трагедий Еврипида. Языковед Н. Я. Марр напечатал в журнале исследование «Возникновение и расцвет древне-грузинской светской литературы» (1899. № 12. Отд. 2. С. 223-252).

В ЖМНП выходили статьи по философии проф. МДА А. И. Введенского, Н. Н. Ланге, Э. Л. Радлова, В. В. Розанова и др. С. М. Соловьёв в ст. «Прогресс и религия» (1868. № 9. Отд. 2. С. 700-719) выступал против обоготворения прогресса, доказывал, что христианство, обладающее абсолютной истиной, не может устареть. Его сын Вл. С. Соловьёв опубликовал в журнале незаконченную работу «Философские начала цельного знания» (1877. Отд. 2. № 3. С. 60-99; № 4. С. 235-253; № 6. С. 199-233; № 10. С. 79-109; № 11. С. 1-32), в которой впервые охарактеризовал свой принцип всеединого сущего.

В издании постоянно выходили материалы по богословию, истории Церкви и религиеведению. Публиковались творения св. отцов, в частности блж. Августина и свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Из статей по нехрист. исповеданиям и ересям выделяются публикации В. П. Полисадова «Христианство и неоплатонизм» (1853. Отд. 2. № 2. С. 81-118; № 3. С. 179-277), В. П. Васильева «Религии Востока: Конфуцианство, даосизм, буддизм» (1873. Отд. 2. № 4. С. 239-310; № 5. С. 29-107; № 6. С. 260-293), В. Миллера «Ведийские этюды» (1876. № 6. Отд. 2. С. 279-325), Н. Н. Зезюлинского «Еврейская синагога и ее функция (преимущественно по учению Мишны)» (1887. № 1. Отд. 2. С. 1-10).

Различные сюжеты истории Церкви освещали в ЖМНП В. А. Бильбасов («Римские папы и славянские первоучители» (1868. № 5. Отд. 2. С. 327-377)), архим. Арсений (Иващенко; впосл. епископ Кирилловский) («Церковный и политический быт православных сербов и волохов в Австрийских землях с IX ст. до настоящего времени» (1870. № 10. Отд. 2. С. 197-251), «Готская епархия в Крыму» (1873. № 1. Отд. 2. С. 60-86)), П. Васильев («Причины и характер чешского религиозного движения» (1876. Отд. 2. № 7. С. 90-123; № 8. С. 234-280)), Ю. С. Анненков («Чешские сочинения Гуса и время их написания» (1877. № 8. Отд. 2. С. 253-266)), Успенский («Философское и богословское движение в XIV в.: (Варлаам, Палама и их приверженцы)» (1892. Отд. 2. № 1. С. 1-64; № 2. С. 348-427)), А. М. Иванцов-Платонов («К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском» (1892. Отд. 2. № 3. С. 121-148; № 5. С. 1-72; № 6. С. 299-315; № 9. С. 1-60; № 10. С. 205-251)) и др.

Истории Церкви в России были посвящены работы Н. В. Терещенко «О трудах Максима Грека» (1834. № 8. Отд. 2. С. 243-278), Д. Извекова «Отношение русского правительства в 1-й пол. XVIII в. к протестантским идеям» (1867. № 9. Отд. 2. С. 59-81) и «Отношение русского правительства к католической пропаганде в 1-й пол. XVIII в.» (1870. № 9. Отд. 2. С. 61-74), К. И. Костенкова «Распространение христианства у калмыков» (1869. № 8. Отд. 4. С. 103-159), А. Р. Забелина «О распространении христианства между бурятами» (1870. Отд. 4. № 1. С. 17-33; № 2. С. 206-232), А. П. Демьяновича «Иезуиты в Западной России (с 1569-1772 г.)» (1871. Отд. 2. № 8. С. 181-236; № 9. С. 1-46; № 10. С. 250-279; № 11. С. 40-86; № 12. С. 181-231), М. О. Кояловича «Ясон Смогоржевский, Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии униатский митрополит» (1873. № 1. Отд. 2. С. 31-59), Ф. М. Керенского «Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса» (1874. Отд. 2. № 3. С. 52-79; № 4. С. 278-342; № 5. С. 99-135), Н. М. Востокова «Святейший Синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I» (1875. Отд. 2. № 7. С. 52-85; № 8. С. 153-198; № 12. С. 358-378), А. Д. Галахова «Обзор мистической литературы в царствование императора Александра I» (1875. № 11. Отд. 2. С. 87-175), Жданова «Материалы для истории Стоглавого собора» (1876. Отд. 2. № 7. С. 50-89; № 8. С. 173-225), Е. Е. Голубинского «Христианство в России до Владимира святого» (1876. Отд. 2. № 9. С. 46-84; № 10. С. 133-169) и «Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках» (1877. Отд. 2. № 3. С. 100-163; № 5. С. 26-47), И. Панова «Ересь жидовствующих» (1877. Отд. 2. № 1. С. 1-40; № 2. С. 253-295; № 3. С. 1-59), Т. В. Барсова «О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I» (1878. № 2. Отд. 2. С. 307-400), В. Попова «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I» (1881. Отд. 2. № 2. С. 222-263; № 3. С. 1-51), Н. А. Астафьева «Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами» (1888. Отд. 2. № 7. С. 50-81; № 8. С. 296-335; № 10. С. 260-320; № 12. С. 208-231; 1889. Отд. 2. № 2. С. 254-293), П. О. Бобровского «Русская греко-униатская Церковь в царствование имп. Александра I» (1889. Отд. 2. № 6. С. 282-338; № 7. С. 20-56; № 8. С. 259-304; № 9. С. 85-123; № 10. С. 214-266; № 11. С. 66-134; № 12. С. 305-379) и др. Широкий отклик имела ст. «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (1840. № 6. Отд. 5. С. 15-58) прот. Иоанна Вениаминова (см. свт. Иннокентий, митр. Московский), приехавшего в С.-Петербург с Аляски. Обер-прокурор Синода Д. А. Толстой напечатал в журнале ст. «Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г.» (1869. Отд. 2. № 7. С. 72-83; № 8. С. 251-271; № 9. С. 1-23; № 10. С. 217-234).

В ЖМНП постоянно поднимались проблемы образования, в т. ч. духовного. Здесь вышел «Очерк истории народных школ в Германии» Рехневского (1860. Отд. 1. № 10. С. 1-35; № 12. С. 117-156). Подробно рассматривались история учебных заведений в России (рецензия на «Историю Киевской духовной академии» (СПб., 1843) иером. Макария (Булгакова; впосл. митрополит Московский) (1844. № 5. Отд. 6. С. 57-75), статьи «Братья Лихуды: Эпизод из истории русского просвещения в конце XVII столетия» И. Я. Образцова (1867. № 9. Отд. 2. С. 736-753), «О заслугах покойного митрополита Литовского Иосифа в деле русского образования в Западной России» Кояловича (1868. № 12. Отд. 2. С. 896-905)) и их совр. состояние («О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях» Ф. И. Буслаева (1867. № 1. Отд. 2. С. 58-75), «Школа для первоначального обучения детей крещеных татар в Казани» Н. И. Ильминского (1867. № 6. Отд. 4. С. 293-328), «О преподавании Закона Божия в учительской семинарии Северо-Западного края России» свящ. М. Ивановского (1869. № 7. Отд. 3. С. 1-7)). Вопросы педагогики и воспитания часто подавались в тесной связи с христианскими идеалами. Попечитель Одесского учебного округа Н. И. Пирогов в ст. «Вопросы жизни» (1856. № 9. Отд. 2. С. 339-380) рассуждал о целях и задачах воспитания в свете христ. антропологии. По мнению автора, христ. истины делают осмысленным существование человека, определяют цель и задачи педагогической деятельности. Эта публикация имела общественный резонанс.

Последний номер журнала (нояб.-дек. 1917) вышел под редакцией Лебедева-Полянского. Его открывало обращение народного комиссара просвещения А. В. Луначарского, к-рый наметил «общее направление просветительской деятельности» нового правительства: «Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царят безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения; а вместе с тем, устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые, как можно скорее, дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России» (1917. № 11/12. С. 3-4). Луначарский призывал всех учителей сотрудничать с советской властью. Офиц. часть последнего номера содержала распоряжения Совета народных комиссаров. Здесь также было опубликовано извещение, что с 1918 г. вместо ЖМНП раз в 2 недели будет выходить ж. «Народное просвещение» - социалистический, общественно-политический, педагогический и научный орган, издаваемый Народным комиссариатом просвещения.

К изданию в разные годы выпускались приложения, которые рассылались подписчикам бесплатно. Галанин составил «Указатель к официальной части повременных изданий Министерства народного просвещения за 1803-1853 гг.» (СПб., 1854), «Указатель к неофициальной части повременных изданий Министерства народного просвещения за 1803-1853 гг.» (СПб., 1856) и «Указатель к повременным изданиям Министерства народного просвещения с 1803 по июнь 1864 г.» в 2 ч. (СПб., 1864-1865). Позже вышли «Алфавитный указатель к неофициальной части ЖМНП с нач. 1866 по 1872 г. включительно» (СПб., 1873), «Указатель статей, помещенных в неофициальной части ЖМНП за время с 1867 по 1891 г.» А. И. Лященко (СПб., 1894), «Указатель статей, помещенных в неофициальной части ЖМНП за время с 1892 по 1900 г.» (СПб., 1902), «Указатель статей, помещенных в неофициальной части ЖМНП за время с 1901 по 1910 г.» (СПб., 1911).

Автор статьи: А. М. Феофанов

©Православная энциклопедия