Автор: Владимир Некрасов
ЮМ, ДЭВИД
09.09.2024
0
0
7
Поделиться
ЮМ, ДЭВИД

Юм (англ. Hume), Дэвид (07.05.1711, Эдинбург — 25.08.1776, там же) — шотландский философ, историк, экономист и публицист. Был младшим сыном небогатого землевладельца и адвоката Джозефа Юма и его жены Кэтрин, дочери судьи Д. Фальконера. В 1723‒1729 с перерывами обучался правоведению в Эдинбургском университете. Однако в большей степени проявлял интерес к свободным искусствам. Пережив нервный срыв, провел несколько лет в Бристоле, работая в сфере торговли. В 1734 уехал во Францию, где написал «Трактат о человеческой природе» («A Treatise of Human Nature», 1739–1740, рус. пер. 1906, 1965, 1996) в трех частях («О познании», «Об аффектах», «О морали»), не получивший немедленного признания и впоследствии неоднократно редактировавшийся и дополнявшийся. Следующая работа Ю. «Очерки, моральные и политические» («Essays, Moral and Political», 1741–1742, рус. пер. 1896, 1965, 1996) была встречена более благосклонно. Однако взгляды Ю. на природу религии, предопределившие критическое отношение к нему со стороны Шотландской пресвитерианской церкви, не помогли ему получить работу на кафедре моральной философии в Эдинбурге в 1744. В 1745–1749 был секретарем у частных лиц и на государственной службе. В 1752 назначен библиотекарем Эдинбургского общества юристов, что позволило подготовить «Историю Англии» в 6 томах от времени Юлия Цезаря до «Славной революции» 1688 («The History of England», 1754–1761, рус. пер. 1965, 1996). Простота стиля и беспристрастность изложения обеспечили работе популярность у современников и потомков. Ю. использовал новаторский подход к изложению событий, вписывая их в причинно-следственный и историко-культурный контекст. В 1761 труды Ю. были внесены Римской католической церковью в Индекс запрещенных книг, а в 1762 литератор Дж. Босуэлл назвал Юма «величайшим писателем Британии». В 1763‒1766 — на дипломатической службе в Париже, в 1767–1768 — в Лондоне как помощник государственного секретаря по делам севера, отвечавшего за отношения со странами Сев. Европы, включая Россию. По возвращении в 1769 в Эдинбург сотрудничал с А. Смитом и другими представителями шотландского Просвещения — А. Фергюсоном, Х. Блэром, У. Робертсоном, А. Монро, У. Калленом, Дж. Блэком. Среди других важнейших сочинений: «Естественная история религии» («The Natural History of Religion», 1757, рус. пер. 1909, 1996) и «Диалоги о естественной религии» («Dialogues Concerning Natural Religion», 1779, рус. пер. 1908, 1909, 1996), «Автобиография» («The Life of David Hume, Esq., Written by Himself», 1777, рус. пер. 1781, 1896, 1965, 1996).

Ю. считал философию индуктивной, экспериментальной наукой о человеческой природе. Этика Ю. основана на его убежденности в неизменности человеческой природы, движимой не разумом, но чувствами, управлять которыми ему помогают сформировавшиеся под влиянием воспитания и образования привычки. Они же наряду с «естественной религией» лежат в основе человеческой духовности. Эстетика Ю. основана на понятии полезности прекрасного для достижения практических целей. Гносеология Ю. базируется на эмпиризме И. Ньютона и эпистемологии Дж. Локка. Несмотря на свой большой вклад в формирование теории познания Ю. считал себя преимущественно моралистом. По его мнению, государство — не результат общественного договора, а следствие естественного хода вещей, когда военные вожди, получив власть, стали привычными политическими лидерами. Не сформулировав собственного экономического учения, Ю. разделял многие убеждения А. Смита. Взгляды Ю. способствовали формированию утилитаризма, позитивизма и других философских течений.

Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика / Общ. ред. И. С. Нарского. М., 1973; Сочинения. В 2 т. / Вступ. ст. А. Ф. Грязнова. 2-е изд. М., 1996.

Лит.: Нарский И. С. Философия Д. Юма. M., 1967; Абрамов M. А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000; Васильев В. В. История философской психологии: Западная Европа — XVIII век. Калининград, 2003; Harris J. A. Hume: An Intellectual Biography. New York, 2015. Е. Г. Домнина.