Автор: Владимир Некрасов
ЯСПЕРС, КАРЛ ТЕОДОР
09.09.2024
0
0
9
Поделиться
ЯСПЕРС, КАРЛ ТЕОДОР

Я́сперс (нем. Jaspers), Карл Теодор (23.02.1883, Ольденбург, Германия — 26.02.1969, Базель, Швейцария) — выдающийся психолог и философ-экзистенциалист, один из духовных лидеров послевоенной Германии. Отец был юристом. Получил юридическое и медицинское образование, доктор медицины. Преподавал в Гейдельберге и Базеле. В 1937‒1945 лишен права на преподавание и издание работ в Германии. В 1948 из-за либеральных убеждений отказался от немецкого гражданства и переехал в Швейцарию.

Многие работы связаны с историческим знанием, прежде всего в области психоистории и философии истории. Большое влияние на Я. оказали понимающая психология В. Дильтея и социология М. Вебера. Среди ранних работ Я. — «Психология мировоззрений» (1919), в которой он описал мировоззрение как защитную функцию личности, сопротивляющейся опыту предельных ситуаций (нем. Grenz-si­tuationen), в которых ее смысловая целостность распадается на антиномии. Для этого используются ложные очевидности и идеальные формы рациональности. При помощи разработанного им «биографического метода» создал ряд жизнеописаний философов, поэтов, художников. В центре внимания Я. — понятие «ситуация» как неповторимое сочетание событий, определяющих уникальность человеческой судьбы, ее болевые точки. Ситуация может быть как всеобщей, типической для эпохи исторической, так и однократной. В послевоенное время Ясперс стал автором ключевой для исторического сознания и политики памяти в Германии работы «Вопрос о вине» (1946). В ней поставлены вопросы: «Виновны ли мы в действиях своей страны и своих предков? Существует ли коллективная ответственность?» Ответы на них сформировали современное демократическое сознание и повестку дня крупнейших историков и социологов Германии (Э. Нольте, Ю. Хабермас, А. Ассманн).

Для Я. важную роль играла проблема соотношения веры и разума. Свобода человека связывает его в предельных, пограничных, разрушительных для личности ситуациях с трансцендентной реальностью, «свободной необходимостью» веры, а значит, вера существует в союзе с разумом, в форме «философской веры», в ней присутствует доля скептицизма. В книге «Истоки истории и ее цель» (1949) Я. вводит понятие «осевое время», широко используемое сейчас в истории религий, модернизации и локальных цивилизаций. Критикуя О. Шпенглера и исторический материализм, Я. делает акцент на линейном развитии истории человечества с приоритетом его «духовной составляющей». Он видит «ось мировой истории» в преодолении самоуспокоенности в условиях предельных ситуаций и сопровождающих их страдании, ощущении вины и предчувствии смерти. Так возникает недоверие к непосредственному опыту, формируется рефлексивное и критическое мышление, происходит переход от мифологического сознания к зачаткам «философской веры». Это эпоха от 800 до 200 до н. э., когда в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции независимо друг от друга образовалось несколько родственных духовных центров и возникли современные категории мышления и тип человека. В этой эпохе Я. видел начало общей истории человечества. Но связь этих явлений представляет для него предмет веры, так как буддизм, брахманизм, иудаизм, христианство, ислам служили затем источниками взаимонепонимания между народами. Осевое время сохраняет значение поныне, и всякий новый подъем сопровождается возвращением к нему, представляет собой «ренессанс осевой эпохи».

В современной науке развитие знаний об осевом времени продолжает социолог Ш. Н. Эйзенштадт, конкретизировавший это понятие и распространивший его на историю модернизации («второе осевое время»).

Соч.: Смысл и назначение истории. М., 1994.

Лит.: Эйзенштадт Ш. Прорывы «осевого времени»: их особенности и происхождение // Современные теории цивилизаций. Вып. 3. М., 1995. С. 51‒61; Его же. Новая парадигма модернизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С. 470‒479; Сидоренко И. Н. Карл Ясперс. Минск, 2008. И. Н. Ионов.