Янсени́зм — неортодоксальное религиозное движение католиков, сформировавшееся в середине — 2-й половине XVII в. под влиянием сочинения епископа Ипрского Корнелиуса Янсения (Янсена) (1585–1638). В отличие от иезуитов, подчеркивавших роль свободы человека, способного принять или отвергнуть благодать, Янсений в своем изданном анонимно и посмертно труде о Блаженном Августине Аврелии (Augustinus, seu doctrina S. Augustini de Ahumanae naturae sanitate, aegritudine, medicina adversus Pelagianos et Massilien,1640, осуждено декретом Инквизиции в 1641) довел до крайности его идею, согласно которой человек после первородного греха не способен желать или творить добро только своими силами. Пришествие Христа дало бы человеку возможность спастись, но только потому, что после него Бог дарует благодать, без которой человек не смог бы иметь даже первоначального движения к добру. От Бога не требуется «по справедливости» даровать благодать каждому грешному человеку: она дается только тем, кого Бог предопределил вне зависимости от его заслуг. Это предопределение дается даже не всем крещеным, а только тем, кого особо избрал Бог. Без благодати человек не может хотеть и делать ничего, кроме зла, однако он не может хотеть и делать ничего, кроме добра. Иисус Христос умер не за всех людей, а только за немногих избранных. Этот сильный акцент на предопределении сближал Я. с кальвинизмом. Другие важные аспекты Я. — моральный ригоризм, преимущество епископов перед папой Римским и фундаментальное значение, приписываемое Библии и трудам Отцов Церкви. Постулаты Янсения получили распространение во Франции благодаря его другу, настоятелю монастыря Св. Сирана Ж. Дювержье де Оранну, священнику Антуану Арно и его сестре Анжелике Арно — настоятельнице цистерцианского монастыря Пор-Рояль под Парижем, ставшего важнейшим центром янсенизма. Близок к янсенистам был и Б. Паскаль. Противником Я. выступал Мазарини, поскольку видел в нем политическую оппозицию курсу на подчинение церкви французской монархии. Я. стал широким движением, стремившимся к духовному и моральному оздоровлению церкви и общества на евангельских основаниях. Отношение к янсенистам вызвало раскол во французском духовенстве. Папа Иннокентий X осудил пять основных положений янсенизма (1653). В 1661 Ассамблея французского духовенства постановила, что все священники и монахи должны подписать «формуляр» с осуждением пяти положений янсенизма с указанием, что они принадлежат именно Янсению, что вызвало сопротивление среди духовенства и части епископата. Распространение Я. беспокоило Людовика XIV, усматривавшего в существовании этого движения угрозу целостности государства. В 1709 Пор-Рояль был закрыт, а позже разрушен. По просьбе Людовика XIV Климент XI снова осудил доктрину Янсения и 101 положение трактата его последователя П. Кенеля. Ряд французских епископов отказались признать буллу. В этот период Я. сблизился с галликанством. В 1718 Климент XI отлучил сторонников Я. от церкви. Среди янсенистов распространялись эсхатологические настроения и вера в экстраординарные явления (так называемое движение «конвульсионеров»). В годы Французской революции XVIII в. среди янсенистов произошел раскол по вопросу об отношении к Гражданской конституции духовенства. Наиболее видным деятелем этого периода был епископ Анри Грегуар. Я. был распространен и в Нидерландах, где в результате раскола был избран епископ Утрехта Корнелий ван Стееновен (1723) и была организована независимая от Рима Утрехтская церковь. В Италии широкое развитие Я. привело к созыву синода в г. Пистойя в 1786, решения которого были впоследствии отменены и подверглись осуждению в булле Пия VI (1794).
Лит.: Gazier A. Histoire générale du movement janséniste. Paris, 1922; Chantin J.-P. Le jansénisme. Paris, 1996; Maire C. De la cause de Dieu à la cause de la Nation: le jansénisme au XVIII-e siècle. Paris, 1998; Чудинов А. В. «Слух, который нашептала история». Янсенизм и Французская революция (историографический аспект). Французский ежегодник. 2004. М., 2004. С. 39–55; Rosa M. Il giansenismo nell’Italia del Settecento. Roma, 2014; Cottret M. Histoire du jansénisme. XVII-e–XIX-e siècle. Paris, 2016. А. А. Митрофанов.