Якови́ты (иаковиты) — условное обозначение прихожан Сирийской православной церкви, которая, исповедуя миафизитство, возводит свое происхождение к Антиохийской кафедре, основанной апостолами Петром, Павлом и Фомой (так же как исповедующая диофизитство Антиохийская греко-православная патриархия), а также свв. Аддаем и Марием. Главы Я. (резиденция с 1933 — в Хомсе, с 1957 — в Дамаске) носят титул патриарха Антиохийского и всего Востока и с 1293 принимают тронное имя Мар (Владыка) Игнатий в честь св. Игнатия Антиохийского. 2-е лицо после патриарха — мафриан — ведает окормлением восточной половины канонической территории церкви: в VII — середине XIX в. — в Иране, с середины XX в. — в Южн. Азии. В богослужении используется сирийский язык (западная литургическая форма, со шрифтом серто, откуда другое наименование Я. — западные сирийцы). Ныне сиро-яковитские общины разбросаны по территории штата Керала (где сконцентрировано до 2/3 прихожан), а также Сирии, Ливана, Ирака и Турции, и имеют крупные диаспоры в Европе, Америке и Австралии. Основными разговорными языками служат малаялам и арабский (в Новое время применяются и в литургии), а также новоарамейские диалекты (прежде всего туройо). Сиро-православная церковь — член Всемирного совета церквей и один из членов-учредителей Ближневосточного совета церквей.
Ареал распространения Я. (западных сирийцев) сложился на протяжении V–VII вв. по мере становления официального православия Византии в ходе Вселенских соборов (особенно после Халкидонского собора), с одной стороны, и восприятия «несторианства» Церковью Востока в рамках державы Сасанидов, с другой; его окончательному оформлению способствовало выделение церкви маронитов. Своим названием движение обязано епископу Эдесскому Иакову Барадаю, благодаря которому в VI в. получило независимую от Константинополя иерархию, положившую в основу своей догматики учение видного миафизитского богослова Севера Антиохийского. Каноническое право Я. базируется на «Номоканоне», составленном выдающимся теологом Григорием Бар-Эвройо (середина XIII в.). Важнейшие исторические центры Я. находятся в пределах Турецкого, Сирийского и Иракского Курдистана. Наряду с округой Мосула средоточием их монашеской традиции служил округ Тур-Абдин.
В середине XVII в. патриархам Я. подчинился ряд униатских (ранее — восточносирийских) общин Индии, часть которых впоследствии перешла в протестантизм. В 1782 часть яковитских епархий Ближнего Востока отпала в унию, образовав Сиро-католическую церковь. В 1912 Я. Кералы, отказавшиеся признавать мафриана, поставленного антиохийским патриархом, объединились в Сиро-Маланкарскую церковь, от которой в 1930 откололась Сиро-Маланкарская католическая церковь. Конфликты по вопросу о церковной юрисдикции в 1975 разрешены через сосуществование двух католикосов — для автокефальной церкви и для мафрианата, подведомственного антиохийскому престолу.
Лит.: Chaillot C. The Syrian Orthodox Church of Antioch and All the East: A Brief Introduction to Its Life and Spirituality. Geneva, 1998; Snelders B. Identity and Christian-Muslim Interaction: Medieval Art of the Syrian Orthodox from the Mosul Area. Louvain, 2010; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and Its Ancient Aramaic Heritage. Vol. 1–3. Roma, 2001. Т. К. Кораев.