ВАЗОПИСЬ - античная, роспись античных керамических сосудов.
Ведёт своё начало от эгейского искусства. Первые образцы вазописи (около 3000 года до н.э.) были выполнены от руки и украшены простейшими геометрическими узорами. Период расцвета критской керамики отмечен вазами в стиле «Камарес» (по названию священной пещеры на острова Крит) с росписью в виде растительных мотивов красной или лиловой красками по светлой поверхности (XX-XVIII века до н.э.); вазами с изображениями морских животных и растений (XVI век до н.э.); вазами «дворцового» стиля со строгой композицией и геометрически организованным декором (сложился к концу XV века до н.э.). Для вазописи в микенском искусствеве (XIV-XII века до н.э.) характерны схематичность изображения людей и животных, которые к концу этого периода сменяются геометрическими мотивами.
Нового расцвета вазопись достигла в искусттве Греции Древней, где разнообразным по формам и функциям вазам соответствует чётко сложившаяся художественно-образная структура росписи. В гомеровский период вазопись проходит в своём развитии «субмикенскую» стадию (первая половина XI века до н.э.), протогеометрический (вторая половина XI - X века до н. э.) и геометрический (IX-VIII века до н.э.) стили. В конце X - VIII веках до н.э. на первое место среди локальных школ керамики начинает выдвигаться афинская: «дипилонские вазы» (по названию кладбища в Афинах) достигают высоты человеческого роста и украшаются геометрическими росписями, расположенными концентрическими полосами; основные темы росписей – погребение героя или траурные игры в его честь (состязания на колесницах, шествия вооруженных воинов, корабельные походы и т.п.). Фигурные фризовые композиции чередуются с поясами меандра или полностью тёмными лентами, покрытыми лаком; чёткий ритм изображений подчёркивает тектонику сосудов.
Конец VIII - VII века до н.э. - период «ориентализирующего» (восточного, или «коврового») стиля: преобладают полихромные изображения животных и фантастических существ, реже мифологических сцен в сочетании с растительным узорами, выполненные на светлом фоне. Этот стиль был порождением греческой колонизации и свидетельством контактов с восточным исккусством. Греция, входящая в круг художественной культуры Восточного Средиземноморья, начала активно экспортировать расписную керамику. Испытав в начале периода «коврового стиля» воздействие восточного искусства, вазопись позднее начинает оказывать сильное влияние на художественное творчество Востока (ахеменидского Ирана, Этрурии, Италии). Рост самосознания жителей греческих полисов привёл к появлению сосудов с подписями живописцев и керамистов. В это время в Греции известны, помимо аттической, центры коринфской, лаконской, беотийской, кикладской (островной), критской, восточно-греческой расписной керамики. Росписи на вазах этих центров силуэтны, наряду с тёмным лаком мастера употребляют белую и пурпурную накладные краски, детали силуэтных изображений добавляются с помощью резца.
К концу VII века до н. э.в Афинах и Аттике (под влиянием Коринфа) складывается чернофигурный стиль вазописи: силуэтные изображения наносятся блестящим чёрным лаком на неокрашенную глину. Вазописцы продолжают употреблять накладные краски, детали силуэтов даются резцом. Преобладают сюжетные росписи (преимущественно мифологические – подвиги Геракла, Тезея, олимпийские боги, эпизоды из Троянской войны; реже – из обыденной жизни). Художники отходят от фризового построения росписей и предпочитают большие расписные клейма; вне клейм поверхность вазы сплошь покрывается чёрным лаком. Характерная условность этого стиля: мужские тела окрашены в тёмные цвета, женские – в белый. Подписи мастеров ещё более многочисленны, чем прежде, к ним добавляются имена персонажей, а порой – их реплики (надписи даны пурпуром). Значительные памятники чернофигурного стиля: т.н. ваза Франсуа (вторая четверть VI века до н.э., Флоренция, Археологический музей), выполненная в мастерской аттического гончара Эрготима вазописцем Клитием, с росписями на темы Троянского цикла (свадьба Пелея и Фетиды, подвиги Ахилла и его гибель, похороны Патрокла); работы Эксекия.
Около 530 года до н.э. в мастерских аттических вазописцев сложился новый, краснофигурный стиль. Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V века до н.э., сосуществуя с краснофигурной (в эпоху эллинизма в чернофигурной технике продолжали украшать вазы, вручавшиеся победителям на Панафинейских празднествах; на них изображали поединок в том виде состязаний, в каком была одержана победа)
Краснофигурный стиль строился на сочетании фигур цвета нераскрашенной глины и чёрного фона, что позволяло детально прорисовывать линией формы и основные объёмы фигур. В этом стиле вазописи отмечается влияние как станковой и монументальной живописи, так и собственные поиски мастеров прикладного искусства, стремившихся к более точной передаче окружающего мира, чему мешала условная силуэтная манера чернофигурной вазописи. В некоторых произведениях аттических мастеров конца VI века до н.э. представлен переходный этап; в них сосуществуют оба стиля, по-прежнему применяется накладная белая краска поверх чёрного лака: работы мастеров Андокида (амфора с изображением Геракла на Олимпе - одна сторона содержит традиц. чернофигурную роспись, другая - краснофигурную, иллюстрируя один и тот же сюжет; Мюнхен, Музей античного малого искусства) и Эпиктета (чаша с чернофигурным изображением пляшущего юноши внутри и краснофигурным изображением погонщика с мулом снаружи, Эрмитаж). Аттическую краснофигурную вазопись исследователи делят на периоды «строгого», «переходного», «свободного», «роскошного» и «беглого» стилей. Ведущими мастерами «строгого» стиля (последняя четверть VI - начало V века до н.э.), отличающегося чёткостью и изяществом рисунка при сохранении жёсткости и угловатости форм, были Евфроний, Дурис, т.н. вазописец Брига (см. Бриг), Амасис. вторая четверть V века до н.э. - время «переходного стиля» в вазописи Афин, на формирование которого, как принято считать, оказала влияние живописная манера художника Полигнота Тасосского (кратер т.н. Мастера Ниобид со сценой мифа об аргонавтах, Лувр). «Свободный стиль» (середина - третья четверть V века до н.э.) вносит в вазопись классическое спокойствие и гармонию форм, стремление к передаче большей объёмности фигур. Его образцами служат работы т.н. Мастера Виллы Джулия (кратер с изображением младенца Диониса и Гермеса, ГМИИ), т.н. вазописца Клеофона (стамнос со сценой прощания воина, Мюнхен, Музей античного малого искусства), т.н. Мастера Шуваловской амфоры (ойнохоя с изображением свидания гетеры и юного афинянина, Берлин), т.н. Мастера Ахилла (амфора с изображением Ахилла, Ватикан, Григорианский этрусский музей; кратер с изображением Посейдона и Амимоны, Эрмитаж). В эпоху Пелопоннесской войны (431-404 годы до н.э.) появляется «роскошный стиль», для которого характерны декоративная пышность, дробный рисунок, преобладание сцен борьбы, похищений, гибели персонажей. Вазописец Мидий – характерный мастер этого стиля (гидрия со сценой похищения Левкиппы - единственная работа с подписью мастера, Британский музей; свадебный лебес с изображением приготовления невесты к свадебному торжеству, Эрмитаж). Вазы «беглого стиля» росписей обнаруживают своего рода деградацию традиций вазописи в IV веке до н. э. Тогда же аттические мастера вводят в краснофигурные росписи рельефные полихромные фигуры (вазы мастера Ксенофанта с изображениями охоты персидского царя и скульптурной группы «Спор Афины с Посейдоном» с западного фронтона Парфенона, Эрмитаж). Эту технику, с применением рельефных украшений, использовали многие мастерские эпохи эллинизма (ваза из Кампании, которую учёные называют «царица ваз», Эрмитаж).
Особое место в истории В. занимает белофонная техника, позволяющая отказаться от условности предшествующих стилей: мастера широко пользуются разбавлениями чёрного лака, добиваясь золотистых, коричневых тонов. Нередко художники прибегают к полихромии: краски голубая, коричневая, красная (иногда - водяные) употреблялись для одежд. Эти росписи можно сравнить с расписными стелами
К белофонной технике обращались ещё мастера краснофигурной вазописи начала V века до н.э. (Бриг, изображение менады на дне килика, Мюнхен, Музей античного малого искусства). Попытки отойти от силуэтных черно- и краснофигурных росписей встречаются у вазописцев «переходного стиля»: работы т.н. Мастера Пана (белофонный лекиф с изображением Артемиды, кормящей лебедя, Эрмитаж), Сотода. Аттические вазописцы, вдохновляемые монументальными фресками Полигнота, создают целые серии белофонных лекифов, которые были предметами погребального культа. Сюжеты их росписей связаны с культом мёртвых: умерший героизированный воин, сидящий близ погребального памятника; мать, протягивающая руки к оставленному ребёнку; посещение могилы и украшение стелы на кладбище; изображение умершего, находящегося в лодке Харона (напр., лекиф т.н. Мастера Ахилла с изображением женщины и умершего воина, Афины, Нац. музей). Реже в этой же технике расписывались крупные сосуды (кратер т.н. Мастера Клио из Вульчи, Ватикан, Григорианский этрусский музей; чаша т.н. Мастера Сабурова с изображением Геры, Мюнхен, Музей античного малого искусства).
Афинские мастера VI-V веков до н.э. много работали на экспорт расписной керамики в Этрурию, греческие колонии Апеннинского полуострова, центры Северного Причерноморья, благодаря чему в западных и в восточных греческих колониях расцвело местное ремесло: этрусские, луканские, апулийские, кампанские мастера продолжили традиции афинских вазописцев.
В III-II веках до н.э. длявазописи характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. С конца I тысячелетия до н.э. вазопись постепенно приходит в упадок. Ввиду гибели памятников изобразительного искусства, вазопись является важным источником сведений о достижениях живописцев Древней Греции. О росписи сосудов других стран и эпох см. в статье Керамика.