Университéтская рефóрма 1918 — первое в истории континента выступление на общественно-политической сцене студенчества в Аргентине, затем распространившееся на все страны региона. В Кордове профессура и ректорат состояли из клерикалов и примитивных креационистов, борцов с позитивизмом. Движение началось с малозначительного конфликта студентов-медиков из-за закрытия интерната студентов. 10 марта 1918 прошла массовая манифестация, был создан Комитет за реформу, призвавший студентов к бессрочной забастовке против клерикально-традиционалистских устоев университетского образования. В ответ ректорат закрыл университет, но студенты не подчинились и создали Аргентинскую университетскую федерацию (FUA). Хаос и беспорядки не только в университете, но и в городе вызвали вмешательство центральных властей, принявших многие требования, но которым ректорат отказался подчиниться. В ответ студенты объявили забастовку и заняли здание университета, заявив о солидарности с движением рабочего класса в поддержку борьбы за лучшую, достойную жизнь и условия работы. В ходе забастовки сложился союз студентов и рабочих Кордовы. 21 июня увидел свет манифест «Университетская молодежь Кордовы к свободным людям Южной Америки», написанный Деодоро Рокой. В нем выдвигались требования участия студентов в университетском самоуправлении, демократизации и преодоления кастовости. Манифест призывал к общеконтинентальной борьбе студентов против засилья олигархии и отсталости. Д. Рока и другие идеологи реформы эволюционировали влево, от либерализма к социализму. Конфликт в Кордове перерос в общенациональный кризис. 9 сентября 1918 студенты вновь заняли здание университета и приняли на себя управление, назначив своих деканов факультетов из числа студенческих активистов. Правительство удовлетворило большинство требований студентов, прежде всего о составе управляющего университетского совета: отныне он состоял на паритетной основе из профессуры и студентов. Это стало рождением нового университета не только в Латинской Америке, но и в мире. Пример У. р. завоевал весь континент, самыми мощными были движения в Перу, Чили, на Кубе. Из этого студенческого движения вышло самое влиятельное политическое течение на континенте в ХХ в. — индоамериканизм, «революционный национализм», лидером которого был перуанец В. Р. Айя де Ла Торре.
Лит.: Portantiero J. C. Estudiantes y la política en América Latina. El proceso de la reforma universitaria (1918–1938). México, 1978; La Reforma Universitaria (1918–1930). Caracas, 1980; Щелчков А. А. Университетская реформа 1918 г.: создание континентальной сети научно-просветительского и студенческого сообщества в Латинской Америке // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5, № 4. С. 20–37. А. А. Щелчков.