Автор: Владимир Некрасов
ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ УНИЯ
09.09.2024
0
0
47
Поделиться
ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ УНИЯ

Швéдско-норвéжская у́ния — уния между Швецией и Норвегией 1814–1905. В результате поражения наполеоновской коалиции, участником которой была Дания, по Кильскому мирному договору 1814 Дания была вынуждена уступить Швеции Норвегию, сохранив за собой Исландию, Фарерские о-ва и Гренландию, бывшие норвежские колонии. Принятые в Киле решения вызвали сопротивление со стороны норвежцев. Наместник (штатгальтер) Норвегии Кристиан Фредерик, датский кронпринц, получивший эту должность в мае 1813, возглавил временное норвежское правительство, созданное 19 февраля 1814. В ходе заседаний избранного государственного собрания («собрание нотаблей») 17 мая 1814 была провозглашена независимость Норвегии и одновременно принята конституция страны, согласно которой Норвегия провозглашалась конституционной монархией; предполагалось также создание норвежского парламента (стортинга) с законодательной, фискальной и финансовой властью. В руках короля сосредотачивалась исполнительная власть, право назначать министров, право отлагательного вето в законотворчестве стортинга. Выборы в парламент были ограничены возрастным, имущественным и другими цензами. 19 мая 1814 Кристиан Фредерик был избран норвежским королем. Попытки мирного урегулирования шведско-норвежского конфликта при посредничестве союзников Швеции были прерваны вторжением шведских вой­ск кронпринца Карла Юхана (Карл XIV Юхан с 1818) на территорию Норвегии. Непродолжительная норвежско-шведская вой­на 1814 закончилась подписанием Мосской конвенции 1814, по положениям которой Кристиан Фредерик отрекся от норвежской короны. 7 октября на заседании чрезвычайного стортинга была принята новая редакция конституции страны и определены основы шведско-норвежской унии 1814–1905. Формально уния была провозглашена 4 ноября с избранием шведского короля Карла XIII на норвежский престол под именем Карла II. Новое государство получило официальное название Соединенные королевства Швеция и Норвегия, объединенные личностью общего монарха и единой внешней политикой. Общее министерство иностранных дел (фактически шведское) располагалось в Стокгольме, представители за рубежом были также общими. Король являлся верховным главнокомандующим, но имел право использовать норвежские вооруженные силы в наступательной вой­не только с согласия стортинга. Власть монарха была также ограничена отлагательным, а не абсолютным правом вето на законодательные инициативы норвежского правительства. Внутренняя политика оставалась в компетенции норвежских властей. Окончательно условия Ш.-н. у. были закреплены положениями Риксакта 1815. До 1873 сохранялась должность шведского наместника как символ зависимости Норвегии от Швеции (фактически не занималась с 1859). В 1820-х Карл Юхан XIV неоднократно пытался ограничить самостоятельность Норвегии в рамках унии, в частности получить право абсолютного вето, что приводило к возникновению ряда политических кризисов, однако особых успехов не добился. С 1820-х в качестве национального праздника в Норвегии стало отмечаться 17 мая — день принятия Эйдсволльской конституции, несмотря на попытки короля запретить празднования (официально с ­1830-х). Уния положительно сказалась на экономическом развитии двух стран, особенно Норвегии, в том числе благодаря подписанию в 1825 первой таможенной конвенции о льготных тарифах для шведских и норвежских товаров. С 1874 по 1897 действовала таможенная конвенция, обеспечивавшая беспошлинную торговлю рядом товаров местного производства. Между сторонами возникали постоянные разногласия по многим вопросам, которые рассматривались в ходе работы общих союзных комитетов: титулатура короля и ее отображение в документации и на монетах, введение национального флага со знаком унии (в 1844 был введен трехцветный флаг Норвегии со знаком унии), противодействие стортинга образованию общих политических органов и в целом пересмотр самой организации унии. В 1885 очередной виток споров вокруг унии был спровоцирован изменениями в порядке формирования совета министров в Швеции, принятом шведскими властями в одностороннем порядке, что нарушило баланс между шведскими и норвежскими членами Государственного совета и снизило парламентский контроль стортинга над совместной внешней политикой. 1890-е — начало 1900-х — время нарастания внутренних противоречий между Швецией и Норвегией. Парламентская реформа в Швеции привела к возникновению в Норвегии так называемого консульского вопроса — требования отдельного от Швеции норвежского консульского представительства за границей для отстаивания собственных интересов, что стало источником шведско-норвежских разногласий на протяжении последующих лет на фоне растущего норвежского национализма. Это требование было положено в основу политической программы партии Венстре, неоднократно находившейся у власти в эти годы. Политический кризис достиг апогея в 1895, когда норвежский парламент вынужден был отступить по делу о собственных консульствах после угрозы Швеции применить силу. В 1899, путем проведения закона через три законодательные сессии парламента и пре­одоления отлагательного вето короля, норвежцы добились удаления эмблемы унии с национального торгового флага (Швеция сохранила этот знак вплоть до расторжения унии в 1905). В 1901 стортинг принял чрезвычайный оборонный бюджет, который предусматривал строительство пограничных укреплений вдоль границы Норвегии со Швецией. Эта мера была воспринята Швецией как провокационная, а в Норвегии вызвала споры как в военном, так и в политическом плане. Для урегулирования споров на рубеже XIX–XX вв. было создано 4 шведско-норвежских комитета, работа которых, однако, не решила накопившихся спорных вопросов. В 1905 серия переговоров между правительством К. Микельсена и королем Оскаром II по разрешению «консульского вопроса» закончилась неудачей. Стортинг в одностороннем порядке принял законопроект о собственной консульской службе и после отказа короля санкционировать его правительство Микельсена ушло в отставку. Неспособность короля сформировать новое правительство в ходе политического кризиса стала поводом к объявлению стортингом 7 июня 1905 о расторжении унии со Швецией, на что последовал отказ риксдага принять это решение. Возникла угроза военного столкновения, и обе стороны объявили о частичной мобилизации. В ходе Карлстадских переговоров (31 августа — 23 сентября 1905) по решению спорных вопросов и условий расторжения унии между Швецией и Норвегией был достигнут компромисс. Согласно достигнутым договоренностям, Швеция признавала независимость Норвегии, в случае возникновения споров, которые невозможно уладить прямым дипломатическим путем, обе стороны обязались обращаться к Гаагскому международному трибуналу, устанавливалась нейтральная демилитаризованная зона в приграничных районах двух стран, оговаривались условия беспошлинного транзита товаров через территорию Швеции и Норвегии, а также использования пограничных водных пространств. Карлстадские соглашения 1905 были подписаны Швецией и Норвегией 26 октября после их ратификации парламентами обеих стран. Новым норвежским королем был избран датский принц Карл, взошедший на трон под именем Хокона VII (25 ноября 1905, коронация 22 июня 1906). 2 ноября 1907 Россия, Великобритания, Франция и Германия гарантировали целостность норвежской территории.

Ист.: Karlstad konferensen 1905: Protokoll och aktstycken. Uppsala–Stockholm, 1953.

Лит.: Norges historie / Red. K. Mykland. Bd. 1–15. Oslo, 1976–1980; История Норвегии. М., 1980; История Норвегии: от викингов до наших дней / Пер. с англ. М., 2003; Рогинский В. В. Борьба за Скандинавию: международные отношения на Севере Европы в эпоху Наполеоновских ­вой­н, 1805–1815. М., 2012; Сближение: Россия и Норвегия в 1814–1917 гг. М., 2017. Л. А. Садова.