Шумéр (аккадский термин; шумерск. Киэнгир) — древний этнокультурный ареал в Нижней Месопотамии, образовавшийся с расселением здесь шумеров — носителей шумерского языка, известного по письменным источникам начиная с III тысячелетия до н. э. По реконструкции, наиболее подкрепленной археологическими и лингвистическими данными, шумеры мигрировали в Нижнюю Месопотамию из неизвестных районов, сформировав здесь археологическую культуру Урук (примерно 2–3-я четверть IV тысячелетия до н. э.), сменившую культуру Убейд (VI — начало IV тысячелетия до н. э.), связанную с дошумерским населением, которое было теперь ассимилировано шумерами и оставило в их языке в виде субстрата следы своего языка (так называемого бананового). В период культуры Урук появилась письменность (еще не позволяющая судить о фонетике языка, который она передавала) и развитая система колоний, выведенных за пределы Нижней Месопотамии, прекратившая существование с концом периода Урук. Дальнейшие археологически выделяемые периоды развития нижнемесопотамской цивилизации — Джемдет-Наср (конец IV тысячелетия до н. э.), Раннединастический (РД) I (начало III тысячелетия до н. э.), II (около XXIX–XXVII вв. до н. э.) и III (XXVII–XXIV вв. до н. э.). К XXVIII в. до н. э. относятся первые бесспорно шумерские тексты (письменность этого времени уже фиксировала фонетику). В начале III тысячелетия до н. э. на всей территории шумеров их симбиотами были племена восточносемитского языка (впоследствии получившего название аккадский; поэтому в науке эти племена называют аккадцами), жившие также и севернее шумеров, в различных районах Верхней Месопотамии.
Соотнесение с этими фактами данных памятников и шумерской исторической традиции — предмет реконструкций (по некоторым гипотезам, альтернативным сказанному выше, уже носители культуры Убейд были шумерами, по другим — шумеры, наоборот, пришли позже, чем считается обычно, и письменность эпохи Урук принадлежит дошумерскому населению; время прихода восточносемитского населения также не установлено точно, хотя наиболее вероятная датировка — исход IV тысячелетия до н. э.). По некоторым данным шумерской исторической традиции, территория Ш. до прихода шумеров была частью ареала «Субир / Субар» (в III тысячелетии до н. э. шумеры именовали так Верхнюю Месопотамию с несемитским, нешумерским и дохурритским населением, которое в науке поэтому иногда называют «субареями»); возможно, это название было исконно связано с носителями культуры Убейд и «бананового» языка.
Шумерская Нижняя Месопотамия делилась на множество политий («городов-государств» в терминологии ряда ученых, в III тысячелетии до н. э. это были уже царства). Их совокупную территорию шумеры воспринимали как единство, именуемое по-шумерски Киэнгир («Край владык гир») и просто каламма («Страна»), исходным их самоназванием было, видимо, «черноголовые» (впоследствии распространившееся и на аккадцев). По-аккадски та же территория именовалась Шумер, а носители соответствующего языка — шумерами, откуда и современная терминология. Большая часть Ш. обычно признавала гегемонию одного из шумерских центров.
По представлениям шумеров, важной вехой их истории было особенно опустошительное наводнение («Потоп»), после которого сменились ключевые политические центры Ш. (последним допотопным таким центром считался Шуруппак, крупнейшими первыми послепотопными — Киш, Урук и Ур). Речь идет, очевидно, о реальном катастрофическом наводнении, по некотором гипотезам соотносимым с финалом периода РД I. Первым крупным комплексом событий, отразившихся в шумерской традиции, является успешная борьба Урука за перехват гегемонии в Ш. у Киша, развернувшаяся при кишских царях Энмебарагеси и Агге и царях Урука Лугальбанде, Думузи и Гильгамеше (судя по всему, исход периода РД II — грань РД II / РД III).
По косвенным данным видно, что при всем симбиозе шумеров и восточносемитов-аккадцев в Ш. существовало определенное напряжение по вопросам о том, насколько аккадцы, аккадские имена и аккадский язык могут быть представлены на высшем уровне, в ритуале, царских надписях и т. д. После объединения всей Нижней Месопотамии восточносемитской династией, правившей из города Аккад (конец XXIV в. до н. э.), восточносемитский язык получил название «аккадский», а территорию Ш. стали подразделять на северную часть — «Аккад» (где большинство населения происходило от аккадцев и все больше доминировал аккадский язык) и южную, Ш. в узком смысле слова (где большинство населения происходило от шумеров и долго доминировал шумерский язык). В результате территория прежнего Ш. с XXI в. до н. э. устойчиво именовалась «Шумер и Аккад». Около рубежа III–II тысячелетий до н. э. все население Нижней Месопотамии перешло на аккадский язык, а шумерский остался мертвым языком, еще много веков применявшимся в различных сферах культуры, однако деление Нижней Месопотамии на «Аккад» и «Шумер» (в узком смысле слова) сохраняло силу, и во 2-й половине II тысячелетия до н. э. их населения выделялись как два аккадоязычных (суб)этноса под названиями «аккадцы» и «приморцы», в то время как к северу от них выделялся третий аккадозычный субэтнос, сформировавшийся вне территории былого Ш. — «ассирийцы». Цари Вавилонии II–I тысячелетий до н. э. продолжали определять свою политию как царство «Шумера и Аккада» (хотя в итоге это наименование все больше отходило на задний план перед определением ее как «Вавилонского царства»).
Лит.: Oxford History of the Ancient Near East. Vol. I–III. Oxford, 2020–2022. А. А. Немировский.