Шии́зм (араб. ши‘ат [‘Али] — «спутники / соратники [Али]») — второе по значимости после суннизма направление ислама (10–15 % всех мусульман). Название восходит к обозначению ближайшего окружения Али ибн Абу Талиба и его сыновей от брака с дочерью пророка Мухаммада Фатимой — аль-Хасана и Хусейна ибн Али. Ш. — совокупность различных течений (имамиты, исмаилиты, зайдиты; к «крайним» шиитам нередко причисляются друзы, алавиты, али-илахи), которые объединяет признание за потомками Али исключительного права на верховную власть (имамат) в мусульманской общине (умма) и отрицание законности первых трех халифов, откуда одно из обозначений, прилагаемых к ним суннитами, — рафидиты («отвергающие»); большинство зайдитов не приемлет только халифат Османа.
Догматика имамитов основывается на пяти началах: единстве Бога, божественной справедливости, пророчестве, имамате, воскресении. Радикально расходится с суннитским только учение об имамате как о божественном установлении и продолжении пророчества. Имамам из дома Мухаммада приписываются особая духовность, непогрешимость, знание сокровенного и вообще тайных наук, передаваемые в силу назначения от предшественника.
В шариате собственные мазхабы существуют у зайдитов и исмаилитов, а также у имамитов, которые возводят свою школу законоведения к 6-му имаму (правнуку Хусейна) Джафару ас-Садику (отсюда его другое название — джа‘фарийа). Главные особенности: 1) отмена временного брака (мут‘а) Омаром I, которую сунниты поддерживают со ссылкой на хадисы от пророка, осуждается как «нововведение» (бид‘а); 2) пятина (хумс), которую сунниты рассматривают как долю добычи и трофеев, предоставляемую имаму-халифу, толкуется (наряду с закятом) как налог, поступающий в распоряжение имама и его представителей также в мирное время.
Умеренному Ш. присуща идея мученичества, которого якобы удостоились все алидские имамы. Мотивы страдания и искупления (не известные суннизму) пронизывают траурный цикл, связанный с гибелью Хусейна. Захоронения Алидов (прежде всего в Аравии, Месопотамии и Иране) — до XX в. предмет особого попечения имамитских государей (Сефевидов, Афшаров, Каджаров) и состоятельных лиц — привлекают к себе массовое паломничество, приурочивающееся к памятным датам их жизни.
Шиитский калам разрабатывали в XI в. аш-Шайх аль-Муфид и аш-Шариф аль-Муртада, а Туси и аль-Хилли (ум. 1326) внесли в него элементы мусульманской философии (фалсафа). Ш. (за исключением зайдизма) благоприятствовал эзотеризму (что находит параллели с суфизмом, к организованным формам которого — братствам-тарикатам — шииты, однако, относились, как правило, враждебно) и философии, как перипатетической, так и в особенности неоплатонической. К нему были близки аль-Фараби, Ибн Сина, «Братья чистоты» (Ихван ас-сафа’). Синтез перипатетизма с «премудростью озарения» (хикмат ал-ишрак) ас-Сухраварди (ум. 1191) и суфийской теософией Ибн аль-Араби воплотился в творчестве Кутб ад-Дина аш-Ширази (ум. в начале XIV в.) и исфаханской школы мистицизма (‘ирфан), представленной Мир Дамадом (ум. 1631) и Садр ад-Дином аш-Ширази (Мулла Садра, ум. 1640/1641).
Подход шиитов к священному преданию отличается от суннитского, прежде всего предпочтением к иным линиям передатчиков (Алидам и их окружению), при том, что содержательно его корпус в значительной степени совпадает с «Достоверными сборниками». Наиболее авторитетные своды шиитской сунны, куда также включаются высказывания имамов, которые, однако, четко отделяются от хадисов пророка, составляют «четверокнижие» тематических сборников аль-Кулини (ум. 941, 16 тыс. хадисов), Ибн Бабавайхи (ум. 991, 6 тыс. хадисов) и Мухаммада ат-Туси (ум. 1067, 14 и 5,5 тыс. хадисов).
Ист.: ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты / Пер. с араб. С. М. Прозорова. М., 1973.
Лит.: Donaldson D. M. The Shi’ite Religion. London, 1933; Löschner H. Die dogmatischen Grundlagen des shiitischen Rechts. Köln, 1971; Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975; The Twelver Shia in Modern Times / Ed. by R. Brunner, W. Ende. Leiden, 2001; Sacred Space and Holy War. The Politics, Culture and History of Shiʿite Islam. London–New York, 2002; Thurkill Mary F. Chosen Among Women: Mary and Fatima in Medieval Christianity and Shiʿite Islam. Notre Dame, 2008. Т. К. Кораев.