
Сефеви́ды — династия, правившая в Иране и на Южн. Кавказе в начале XVI — середине XVIII в. Родоначальник — основатель суфийского братства сафавийя шайх Сафи-ад-Дин Исхак (1252–1334), обосновавшийся в конце XIII в. в Ардебиле (Иранский Азербайджан). Его преемники, передававшие по наследству авторитет наставника (муршида) суфизма, к середине XV в. превратились в настоящих владетелей Ардебильского округа, а братство — в подобие боевого ордена, который действовал под лозунгами джихада, опираясь в военном отношении на кызылбашей, а в религиозно-юридическом — на муджтахидов шиизма (имамитов). К концу века орден столкнулся с султанатом Ак-Коюнлу, против которого в 1499 выступил шайх Исмаил (Исмаил I), создавший своими походами державу со столицей в Тебризе, охватывавшую, наряду с Ираном, территории современных Азербайджана, Армении, Зап. и Южн. Афганистана, Южн. и Вост. Туркменистана, периодически — Ирака и Грузии.
Сын и внук Исмаила — Тахмасп I (1524–1576) и Исмаил II (1576–1577) вели длительные войны с Османской империей и Шейбанидами и неоднократно подавляли массовые движения (в частности, Гилянские восстания XVI–XVII вв., мятеж под водительством суфиев в Тебризе 1571–1573). Столица в условиях Ирано-османских войн с 1555 переместилась в Казвин. Междоусобицы при сыне Тахмаспа, Мухаммаде Худабанде (1578–1587), привели к потере кавказских, хорасанских и месопотамских владений. Большинство кызылбашской верхушки сплотилось вокруг Аббаса I, который, кроме того, заручился поддержкой вождей Курдистана и Луристана и светской и духовной элиты персов-«таджиков» (см. Иранцы 2), перенеся столицу в Исфахан (с 1597/1598). Созданный им обширный шахский удел (хасса), который к 1670-м включал целые области (Гилян, Мазандеран и др.) позволил финансировать содержание двора и чиновничества, а также постоянного войска. Налоговые, административные, военные и иные преобразования способствовали социально-экономическому подъему. Однако чиновничий произвол, вызывавший при внуке Аббаса, Сафи (1629–1642), почти непрерывные восстания (в Гиляне, 1629, в Казвине, 1632, и другие, преимущественно на землях хасса), раздача хасса в ленные владения и фискальный пресс при Аббасе II (1642–1666) и Сулаймане (1666–1694) привели в начале XVIII в. к росту массового недовольства С. (восстания в Кандагаре, 1709, в Дагестане, 1711 и 1719, среди курдов, 1715, в Герате, 1716, у шахсевенов в Ширване, белуджей, армян, 1717–1722). Афганцы-гильзаи взяли Исфахан и умертвили Султан-Хусайна (1694–1722), чей сын Тахмасп II (1722–1732) бежал в Казвин; войска Османов заняли почти весь Вост. Кавказ и Зап. Иран, Петра I — каспийское побережье. В 1736 Аббаса III (1732–1736) низложил Надир-шах Афшар.
Эпоха С. ознаменовалась крупномасштабным строительством — инфраструктурным (прокладка дорог, обустройство постоялых дворов — караван-сараев, проведение оросительных сооружений и водоснабжения, возведение исфаханских мостов — Аллахверди-хана и Хаджу), дворцовым и сакральным (преимущественно в Исфахане и окрестностях — Шахская мечеть, мечеть шайха Лутфаллаха и др.). Высочайшего расцвета достигла миниатюрная живопись (Садики-бег Афшар, мастера исфаханской школы — Баба-шах, Ага Риза, Риза-йи Аббаси и др.). В области литературы в основном прослеживается преемственность с предшествующими периодами. Интеллектуальная жизнь испытала сильнейшее воздействие умеренного шиизма, в рамках которого и эволюционировала далее философская мысль, в частности ширазская школа — Мир Дамад (ум. в 1631) и Мулла Садра (ум. в 1640).
Внутренние источники по истории С., помимо громадного пласта документов, включают множество повествовательных памятников нескольких культурно-языковых традиций. Наиболее яркие образцы персидского (преимущественно придворного или официального) историописания: для XVI–XVII вв. — анонимная «Летопись шаха Исмаила Сафави» (Тарих-и шах Исма‘ил-и Сафави), запись бесед 2-го из С. с османскими послами (Тазкира-йи шах Тахмасп — «Памятка шаха Тахмаспа») и др.; для XVIII в. — работы дееписателей Надир-шаха (прежде всего Махди-хана Астрабади) и автобиография шайха Мухаммада Али Хазина и др.
Среди внешних источников огромное значение имеют повествования европейских путешественников, часто посещавших владения С. с середины XVI в. (наиболее содержательные — А. Олеария, Ж. Шардена, Ж. Б. Тавернье).
Лит.: Миклухо-Маклай Н. Д. Шиизм и его социальное лицо в Иране на рубеже XV–XVI вв. // Памяти академика И. Ю. Крачковского. Л., 1958. С. 221–234; Новосельцев А. П. Из истории классовой борьбы в Азербайджане и Восточной Армении в 17–18 вв. // Исторические записки. Т. 67. М., 1960. C. 234–255; Эфендиев О. А. Образование азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в. Баку, 1961; Сафави Р. Шарх-е джангха-о тарих-е зендегани-йе шах Эсма‘ил-е Сафави. Тегеран, 1962; Фалсафи Н. Зендегани-йе шах ‘Аббас-е аввал. Дж. I–IV. Тегеран, 1956–1962; Куция К. К. Из истории социальных движений в городах Сефевидского государства // Народы Азии и Африки. 1966. № 2. C. 69–75; Rohrborn K. M. Provinzen und Zentralgewalt Persiens im 16. und 17. Jahrhundert. Berlin, 1966. Т. К. Кораев.