САМАНИДЫ
11.04.2024
0
0
52
Поделиться
САМАНИДЫ

Самани́ды — династия, правившая в Центральной Азии с середины IX до начала XI в. Название — от селения Саман близ Балха, старосты которого, cаман-худаты, принадлежали к роду дехканов, возводившему свое происхождение к Бахраму VI Чубину. Внуки одного из них, принявшего ислам, в 819, за помощь в подавлении мятежа Рафи ибн аль-Лайса (806–810) против Харуна ар-Рашида, получили от Мамуна в управление: Нух ибн Асад — Самарканд, Ахмад ибн Асад — Фергану, Яхья ибн Асад — Чач (Ташкент) и Усрушану, Ильяс ибн Асад — Герат. Первоначально признавали свою зависимость от Тахиридов. После смерти Нуха в 842 его удел унаследовал Ахмад, который в 864 передал власть своему сыну Насру; в том же году Ильяса взял в плен эмир Систана Якуб ас-Саффар, в противовес которому Аббасиды в 875 признали сына Ахмада, Насра (ум. в 897), эмиром Мавераннахра. Исмаил Самани, победив брата Якуба, Амра, объединил вокруг Бухары весь север и восток Ирана и междуречье Сырдарьи и Амударьи. К 911 сын Исмаила, Ахмад (907–914), завладел всеми землями, ранее подчиненными Саффаридам, но вскоре был убит. При его сыне Насре (II), покровителе словесности и искусств (914–943), эмират С. достиг пика своего могущества, благодаря вазирам аль-Джайхани и аль-Балами. Верховенство С. признавали правители Хорезма, Систана, Горгана, Рея, Газни, Чаганиана, Исфиджаба, Гарчистана (по верхнему Мургабу), Табаристана (Мазандеран). Всем левобережьем Амударьи управлял из Нишапура главный полководец (сипахсалар) Хорасана.

Внутренняя политика С. была направлена на укрепление централизации через создание сильного вой­ска и прочной системы административных учреждений, в том числе ведомств-диванов — столичных (всего 10, из которых наиболее важные подчинялись вазиру, казначею, начальникам стражи и почты) и местных, которые подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Казна пополнялась за счет эксплуатации обширного земельного фонда и активной торговли с Китаем, Хазарией, Болгарией Волжско-Камской и Древнерусским государством. Саманидская эпоха ознаменовалась заметным подъемом в сфере как материальной (зодчество — мавзолей Исмаила в Бухаре, художественное ремесло — керамика Афрасиаба, и т. д.), так и духовной культуры (распространение школ и библиотек). При дворе эмиров состояли аль-Хорезми, Рудаки, аль-Фараби, Ибн Сина, Бируни, Фирдоуси и другие выдающиеся интеллектуалы, творившие на арабском и новоперсидском языках (последний приобрел официальный статус). Вместе с тем, сопротивление на местах выразилось в массовых выступлениях (зайдитов в Табаристане в 913, движение в Бухаре под руководством Абу Бакра в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации различных течений шиизма (карматов и пр.). 

Растущая независимость наместников, отказ в повиновении со стороны окраинных династий и натиск извне постепенно привели к распаду эмирата. Уже Ахмад ибн Исмаил и Наср (II) ибн Ахмад уступили Прикаспий Алидам Табаристана. В 914 вновь обособился Систан. В 928–942 отряды Мардавиджа ибн Зияра отторгли Горган, где позднее правил его род — Зияриды. В Хорасан неоднократно вторгались Буиды. В 962 Алп-Тегин основал отдельное княжество — ядро государства Газневидов. В 992 Караханид Харун взял Бухару, а по договору 996 к нему отошли все земли к северу от бассейна Зеравшана. В 999, после повторного падения столицы, Мансур II ибн Нух (997–999) скончался, его брат, малолетний Абд аль-Малик (999), лишился престола, Мавераннахр и Фергана перешли к наследнику Харуна, Насру, который сослал захваченных С. в Туркестан, а Хорасан — к Махмуду Газневи. Брат Мансура II, Абу Ибрахим Исмаил аль-Мунтасир, бежал из плена и погиб в начале 1005 после неудачных попыток восстановить эмират С. в борьбе с Караханидами. Саманидская административная система оказала большое влияние на бюрократический аппарат Сельджукидов.

Лит.: Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. М., 1963; Негматов Н. Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX–X вв.). Душанбе, 1977; Paul J. Herrscher, Gemeinwesen, Vermittler: Ost Iran und Transoxanien in vormongolischer Zeit. Stuttgart, 1996. Янь Миньцзя.