Ра́бство — наиболее полная форма господства одного человека над другим с целью использования (эксплуатации) рабочей силы раба в интересах господина. Власть рабовладельца (отдельного человека, группы лиц, сообщества или организации, например городской общины или храма) над рабом приобреталась теми же способами, что и собственность: война, торговля, пиратство, естественное воспроизводство. В формулировке вещного иска у римского юриста Гая в качестве типичной вещи фигурирует именно раб (Институции IV. 16). Как и собственность, Р. было бессрочным, но распространен был отпуск на волю (манумиссия) по воле господина, причем статус вольноотпущенников сильно отличался в разных обществах. Некоторыми особенностями обладало порабощение за долги или за уголовные преступления. Выделяют патриархальное, классическое и плантационное Р. На протяжении истории человечества Р. существовало в обществах разного типа и уровня развития, играя при этом бо́льшую или меньшую роль в экономике и других сферах жизни, и считалось, в общем, естественным и необходимым: даже философы и религиозные мыслители, призывавшие относиться к рабам по-человечески, Р. как таковое не отвергали. Лишь в эпоху Просвещения моральное осуждение Р. как института и практик, несовместимых со свободой, которая именно тогда была провозглашена высшей ценностью западной цивилизации, стало важным фактором общественных движений за отмену Р. (см. Аболиционизм) и принятия соответствующих правовых актов на национальном и международном уровне — от оказавшегося лишь эпизодом декрета якобинского Конвента об отмене Р. на территории французских колоний (1794) до Всеобщей декларации прав человека (1948), провозгласившей, что Р. и работорговля запрещаются во всех их формах. Соответствующая Конвенция ООН (1956) среди «институтов и обычаев, сходных с Р.» и подлежащих упразднению наравне с ним, перечисляет долговую кабалу, крепостное состояние, принудительную выдачу женщины замуж и эксплуатацию несовершеннолетних с согласия родителей или опекунов. Безусловное осуждение Р. в современной общественной мысли идет бок о бок с расширительным пониманием этого явления, и поэтому слишком легко именно с Р. отождествляются (или хотя бы уподобляются ему) почти любые формы обезличивающего принудительного труда и социального угнетения и подавления. Согласно исследованию одной из международных правозащитных организаций, в мире пребывает в Р. не менее 36 млн человек (данные 2014); две трети из них находятся в сексуальном Р. В 2006 Ж. Андро и Р. Деска упоминали о 20 млн взрослых, находившихся в Р. Историческая наука не может не испытывать на себе влияния идейного климата эпохи, но в целом сохраняет более отстраненную позицию, следуя примеру У. Вестермана и М. Финли, намеренно избегавших использовать эмоционально окрашенные термины и понятия при описании положения рабов.
Р. стало предметом пристального изучения в XIX в., особенно в рамках экономической истории, связывавшей исторический прогресс с последовательной сменой Р., крепостничества и свободного наемного труда (Эд. Мейер). В XX в. история Р. оказалась одной из ключевых тем антиковедения, что было связано не в последнюю очередь с распространением марксизма, провозгласившего именно рабовладение основой обществ древности. Советская историография прошла при этом путь от конструирования рабовладельческой формации, охватывающей весь древний мир, включая и древний Восток (В. В. Струве), до представления, что рабовладельческий строй был характерен для античного мира в высшей точке его развития (В. И. Кузищин). Из-за оценки античного Р. разразилась ожесточенная дискуссия между немецкими и советскими историками Античности на XI Международном конгрессе исторических наук в Стокгольме (1960); исследованиям Р. были посвящены крупные академические проекты в СССР и ФРГ, в которых были заняты десятки ученых. В серии «Исследования по истории рабства в античном мире» (АН СССР), объявленной в 1960 в рамках семилетнего плана, с 1963 по 1980 вышло с десяток индивидуальных и коллективных монографий. Гораздо более масштабным стал проект Майнцской Академии наук и литературы «Исследования по античному рабству» («Forschungen zur antiken Sklaverei»), основанный в 1950 Й. Фогтом и завершенный в 2012 под руководством Х. Хайнена. Проект носил международный и междисциплинарный характер. В общей сложности в нескольких сериях публикаций с 1953 по 2020 вышло почти сто томов, в том числе библиография по античному Р., которая насчитывала около 10 тыс. названий в печатном издании (2003), продолжала пополняться до завершения проекта в 2012 и по сей день доступна онлайн (Bibliographie zur antiken Sklaverei Online — BASO). В Италии и Франции изучение античного Р. происходило под сильным влиянием западного марксизма; институт Грамши в Риме организовал большой конгресс в Пизе (1979); основанная в 1972 в Безансоне Международная группа по исследованию античного Р. — GIREA, объединяющая ученых Франции, Италии и Польши, продолжает проводить регулярные конференции. Особое место в историографии античного Р. принадлежит М. Финли, который спорил как с советскими историками, так и с школой Фогта и рассматривал античное Р. в контексте современной идеологии. По утверждению Финли, хотя рабов эксплуатировали в большинстве обществ (societies with slaves), настоящих обществ, основанных на Р. (slave societies), было всего пять: классические Греция и Италия, а также основанные на плантационном Р. общества Нового Света — США, Карибские острова и Бразилия. Там рабы составляли значительную долю населения (не менее 20 %), их вклад в производство прибавочного продукта был достаточно велик, как и влияние на разные сферы жизни общества и его культуру. Эта «ортодоксия» Финли сохраняет свое влияние по сей день, особенно среди антиковедов. Однако по мере того, как растет популярность компаративных исследований, звучат заявления о появлении новой модели (Н. Ленски), для которой характерно все более расширительное толкование Р.: фокус зрения перемещается со статуса рабов как собственности на те или иные аспекты их социального положения, описываемого как социальная смерть в соответствии с концепцией Паттерсона (1982), который использовал для построения социологии Р., охватывающей 4000 лет, данные 66 рабовладельческих обществ, включая древний и средневековый Восток. В 1998 Томас Видеман основал в Ноттингеме Международный центр по истории Р., ныне Институт по изучению Р. (ISOS), ставящий своей целью исследование как исторических, так и современных форм Р. и принудительного труда на всем земном шаре. Новая серия исследований античного Р. начала издаваться в Эдинбурге (2021).
Лит.: сайт проекта Майнцской академии: https://www.adwmainz.de/index.php?id=997&L=0; Мейер Э. Рабство в древнем мире / Пер. с немецкого. М., 1899; Buckland W. W. The Roman Law of Slavery. The Condition of the Slave in Private Law from Augustus to Justinian. Cambridge, 1908; Westermann W. L. Sklaverei // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Supplbd. VI. 1935. Sp. 894–1068; Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941 [Paris, 1847; 1879]; Westermann W. L. The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia, 1955; Slavery in Classical Antiquity. Views and Controversies / Ed. by M. I. Finley. Cambridge, 1960; Утченко С. Л., Штаерман Е. М. О некоторых вопросах истории рабства // Вестник древней истории. 1960. № 4. С. 9–21; Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельчеcких отношений в Римской республике. М., 1964; Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.‒Л., 1964; Зельин К. К., Трофимова М. К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. М., 1969; Backhaus W. Marx, Engels und die Sklaverei. Zur ökonomischen Problematik der Unfreiheit. Düsseldorf, 1974; Finley M. I. Ancient Slavery and Modern Ideology. London, 1980; Società romana e produzione schiavistica / A cura di A. Giardina e A. Schiavone. Vol. I–III. Roma‒Bari, 1981; Patterson O. Slavery and Social Death: A Comparative Study. Cambridge (Mass.), 1982; Dumont J.-C. Servus. Rome et l’esclavage sous la République. Rome, 1987; Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990; Patterson O. Freedom in the Making of Western Culture. New York, 1991; Garnsey P. Ideas of Slavery from Aristotle to Augustine. Cambridge, 1996; Смирин В. М. Свобода раба и рабство свободного (К истории гражданского общества) // Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 260–267; Andreau J., Descat R. Esclave en Grèce et à Rome. Paris, 2006; The Faces of Freedom. The Manumission and Emancipation of Slaves in Old World and New World Slavery / Ed. by M. Kleijwegt. Leiden–Boston, 2006; Roth U. By the Sweat of your Brow. Roman Slavery in its Socio-Economic Setting. London, 2010; The Cambridge World History of Slavery. Vol. 1. The Ancient Mediterranean World / Ed. by K. Bradley and P. Cartledge. Cambridge, 2011; Хайнен Х. Расцвет и упадок советских исследований о рабстве. Очерк о взаимосвязи политики и науки // Вестник древней истории. 2014. № 4. С. 143–178; Рабство как интеллектуальное наследие и культурная память. Новое литературное обозрение. 2016. 141‒142. Специальный выпуск. Т. I–II; On Human Bondage. After Slavery and Social Death / Ed. by John Bodel and Walter Scheidel. Malden‒Oxford, 2017; What Is a Slave Society? The Practice of Slavery in Global Perspective / Ed. by N. Lenski and C. M. Cameron. Cambridge, 2018; Vlassopoulos K. Historicising Ancient Slavery. Edinburgh, 2021; Les lectures contemporaines de l’esclavage: problématiques, méthodologies et analyses depuis les années 1990. Actes du 42e colloque du GIREA, tenu à l’Université de Wrocław, 4 et 5 septembre 2019, à la mémoire d’Iza Bieżuńska-Małowist / Sous la direction de A. Pałuchowski. Besançon, 2022. Е. В. Ляпустина.