ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Педагогическая психология тесно связана с общей психологией, детской, возрастной, дифференциальной психологией, психофизиологией и другими отраслями психологического знания, при этом на первый план в ней выступают вопросы соотношения психического развития и обучения. Одновременно Педагогическая психология является прикладной наукой, использующей знание психологических особенностей ребёнка на разных возрастных этапах в целях оптимизации процессов обучения и воспитания (специфика адаптации социальной ребёнка при поступлении в дошкольное учреждение, готовность дошкольника к школьному обучению, оптимизация отношений детей в школьных коллективах, профессиональная ориентация старшеклассников и другие). Термин «Педагогическая психология» предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 году и используется преимущественно российскими исследователями. За рубежом чаще употребляются термины «психология образования» («Educational psychology») и «школьная психология» («School psychology»).
До возникновения Педагогической психологии как самостоятельной дисциплины во 2-й половине XIX века многие представители педагогической науки (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и другие) подчёркивали необходимость построения процесса обучения и воспитания на основе психологических знаний о ребёнке. С конца XIX века Педагогическая психология интенсивно развивается первоначально в рамках педологии, а затем и как самостоятельная дисциплина как в Западной Европе и США (Д. Селли, Э. Мёйман, Дж. Дьюи, Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Г.С. Холл и другие), так и в России (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев, М.М. Рубинштейн, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов). В 1903 году Э. Торндайк опубликовал работу «Педагогическая психология» («Educational psychology»), в 1910 году Г. Бухгольц основал первый журнал по Педагогической психологии. Во 2-й половине XX века в Педагогической психологии выдвигается ряд теорий обучения, базирующихся на принципах необихевиоризма (А. Бандура, Б.Ф. Скиннер, Э.Ч. Толмен и другие) и когнитивной психологии (У. Найссер, Л. Резник и другие). Сформулированные Л.С. Выготским принципы культурно-исторической психологии стимулировали развитие Педагогической психологии в работах российских учёных (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина), а с конца XX века европейских и американских учёных (Дж. Верч, М. Коул, Х. Даниэлс и другие).
Если на первых этапах становления Педагогической психологии (конец XIX - 1-я половина XX веков) в центре внимания находились преимущественно вопросы школьного обучения (прежде всего детей в возрасте 6-14 лет) и возможностей его совершенствования, то со 2-й половины XX века происходит обращение учёных и практиков и к другим возрастным этапам - к особенностям обучения в раннем возрасте (от рождения до 6 лет), а с конца XX века - к проблемам образования взрослых. Активно развивается подход, получивший название «обучение в течение всей жизни» (Life long learning) (смотрите также Непрерывное образование). Возрастает количество работ (большей частью прикладных), посвящённых возможностям обучения людей в пожилом и даже старческом возрасте, использования при этом различных информационных и психолого-педагогических технологий.
В современной Педагогической психологии существенно расширяется круг изучаемых проблем: наряду с вопросами умственного развития детей и подростков, проблемами школьной успеваемости, трудностей в обучении и тому подобные, на первый план выходят задачи оптимизации личностного и нравственного развития, становления самосознания в детском и подростковом возрасте, профилактики возникновения интернет-зависимости у детей и взрослых, воспитания толерантности, коррекции психоэмоциональных нарушений у детей и подростков. Особый круг проблем связан с происходящими в России реформами среднего и высшего образования: переход на стандарты второго поколения - для начальной и средней школы, на двухуровневую (бакалавриат - магистратура) систему - для высшего образования.
В России функционирует сеть школьной психологической службы, сотрудники которой объединены в Федерацию практических психологов образования (2003 год). Издаются: «Журнал практического психолога» (1996 год), «Психолог в детском саду» (1998 год) и другие. Функционируют международные научные организации в области Педагогической психологии: Международная ассоциация школьных психологов (International school psychology association, ISPA, 1972 год), Европейская ассоциация исследователей учения и обучения (European association for research on learning and instruction, EARLI, 1985 год). Подразделение психологии образования входит в состав Американской психологической ассоциации (1892 год).