
Омейя́дов халифа́т (в европейской литературе — Дамасский халифат) — сложился на пространстве, объединенном арабскими завоеваниями (конец VII — начало VIII в.), и унаследовал политическое устройство общины раннего ислама (умма) и «выборного халифата» (начало — середина VII в.). Династический принцип восторжествовал при Муавии и утвердился в последовательном правлении старшей и младшей ветвей Омейядов — Суфьянидов (661–684) и Марванидов (684–750).
Если Муавия искал компромисса с различными группами сподвижников пророка Мухаммада, то его сын Язид столкнулся с ожесточенным неприятием со стороны их потомков. В 680 претензии на верховную власть заявил Хусайн ибн Али. В 682 Медина отказалась признавать второго из Суфьянидов, который отправил против нее своего военачальника Муслима ибн Укбу. В 683 Муслим опустошил первую столицу мусульман, но вскоре умер, и его родственник, Хусайн ибн Нумайр, осадил Мекку и, обстреляв Каабу из метательных орудий, поджег ее; только скоропостижная кончина Язида и вынужденное отречение Муавии II заставили его отступить. Священный город достался «антихалифу» Абдаллаху ибн аз-Зубайру, но его столкновение с шиитскими предводителями Мухтаром ибн Аби Убайдом и Сулайманом ибн Сурадом, которые требовали отмщения за Хусайна, позволило Марвану, вали Медины, добиться халифского сана в Дамаске и отстоять Сирию, разбив зубайритов при Мардж-Рахите в 684 и шиитов при Рас-эль-Айне в 685. После убийства Марвана его сыну, Абд аль-Малику, пришлось вести долгую и упорную борьбу: Мухтар удерживался в Куфе и Басре до 687, Ибн аз-Зубайр в Мекке — до 692, хариджиты до 696 вели партизанскую войну в Фарсе и Ираке. Только подавив бунт Ибн аль-Ашаса в 700–702, Марваниды обеспечили наследование халифата в своем роду.
Главным оплотом О. х. служило Вост. Средиземноморье с Дамаском и Иерусалимом, религиозное значение которого выдвинулось на первый план в противовес святыням Аравии. Внешнеполитическая экспансия велась при обеих ветвях омейядского дома по североафриканскому и южноевропейскому (Магриб и аль-Андалус), западно- и центральноазиатскому (Мазандеран и Горган) направлениям. Шла безуспешная война против Византии, с неоднократными осадами Константинополя.
Для управления громадной державой с пестрым этническим составом, объединявшей области с разным уровнем экономического развития, в О. х. учреждались наместничества (первоначально девять, затем пять), где военные, административные и судебные прерогативы принадлежали амирам, опиравшимся на сильные гарнизоны из арабов; в некоторых случаях сбором налогов ведали особые чиновники (сахиб ал-харадж), а судопроизводством — кади. Восточная половина О. х. (Месопотамия, Иран и Центральная Азия) чаще объединялись под началом могущественного амира, выступавшего во многом как соправитель халифа.
Верховным собственником всех земель считалась умма, представляемая халифом («повелителем верующих»). В его непосредственном управлении находились бывшие владения Сасанидов и византийских императоров, иранской и греческой знати, а также выморочные и конфискованные угодья. Этот земельный фонд служил источником пожалований племенной и отчасти служилой верхушке — основной социальной опоре династии. Землевладельцы облагались поземельным налогом: мусульмане — ушром, немусульмане (обязанные зиммой) — более обременительным хараджем. Среди крестьян выделялись общинники и издольщики; рабовладение сохранялось только в сфере обслуживания и отчасти в войсках (невольничьи отряды городской стражи). Основывались новые города: Кайруан, Рамла, Васит, Мансура, где, как и в других центрах, процветали ремесла и торговля, которые оставались в руках податного местного населения. С целью укрепления централизации и более строгого контроля над областями уже при Муавии была учреждена канцелярия с архивом (диван ал-хатам), восстановлена почтовая служба (диван ал-барид), а также создано главное казнохранилище в Дамаске, куда поступали обязательные отчисления с областей.
При Абд аль-Малике и аль-Валиде арабский язык утвердился в качестве государственного. На нем выполнялись легенды золотых динаров и серебряных дирхамов, которые чеканились с 695 в Дамаске как основа единой денежной системы. Фиксированные подати и дани сменились налогообложением по платежеспособности и рядом новых сборов. Усиление налогового гнета (замена ушра хараджем) привело к ликвидации прежнего слоя землевладельцев и концентрации земельной собственности в руках мусульманской элиты. Уменьшение числа налогоплательщиков и разруха на селе приводили к резкому оскудению казны. Свою роль играла и прогрессирующая исламизация покоренных, которые тем самым избавлялись от джизьи. В этих условиях для увеличения казенных поступлений амир Востока аль-Хаджжадж ибн Юсуф с 700 прекратил освобождать новообращенных от джизьи и закрепил постоянный статус хараджных угодий. Омар II без особого успеха пытался отменить эту систему, но Язид II отказался от принятых им мер.
Наивысшего расцвета О. х. достиг при Хишаме. В 740‑е, когда из-под его контроля вышли как Дальний Магриб, так и значительная часть Ирана, заложниками кровопролитного противоборства кальбитов и кайситов стали последние Омейяды — аль-Валид II (мусульманская хронистика приписывает ему вызывающее вольнодумство, доходившее до открытого безбожия и святотатства), Язид III (сочувствовавший рационалистической теологии ранних мутазилитов) и Ибрахим. Преодолеть тенденцию к распаду стремился лишь Марван II, который, однако, потерпел поражение от Аббасидов, опиравшихся на арабо-персидские ополчения Хорасана.
Политика О. х. провоцировала постоянные вспышки недовольства населения, зачастую под лозунгами оппозиционных течений ислама (хариджизма — берберских племен восстание, шиизма — многочисленные мятежи потомков Али ибн Абу Талиба и др.). Время О. х. стало важной эпохой в формировании классической арабской культуры. Басра и Куфа сделались центрами развития арабского письменного языка, где жили грамматики Абу-ль-Асвад ад-Дуали (ум. 688), аль-Халиль ибн Ахмад (ум. 791) и его ученик Сибавайхи (ум. ок. 793). Аль-Хаджжаджу приписывается введение диакритических знаков в алфавите и огласовок, что позволило уточнить чтение Корана, списки которого в его правление активно распространялись в восточной половине державы. В те же десятилетия зародились мусульманское богословие (калам), в частности обсуждавшие вопросы сущности Божества и предопределения школы джабритов, кадаритов, сифатитов, мурджиитов, правоведение (фикх) и аскетизм (зухд — предшественник суфизма). Возникло арабоязычное историописание, представленное полулегендарным Убайдом ибн Шарьей и его младшим современником Вахбом ибн Мунаббихом (ум. 727). При дворе жили либо его покровительством пользовались поэты, в чьем творчестве слабо прослеживается влияние новой религии, но развивается, обогащаясь новыми мотивами, доисламская стихотворная традиция, произведения которой продолжали собираться и записываться (невзирая на неодобрительное отношение к ней Мухаммада). Это панегиристы — аль-Ахталь (христианин, ок. 640–710), аль-Фараздак (ок. 641–728) и Джарир (ум. ок. 728) — и лирики — Джамиль (ум. 701) и Умар ибн Аби Рабиа (ум. ок. 712). Архитектура представлена мечетями — Куббат ас-Сахра (Иерусалим, конец VII в.), Омейядов (Дамаск, 705–711), Сиди-Укба (Кайруан) — и дворцами Мшатта, Хирбат аль-Мафджар, Каср аль-Хайр, Кусайр-Амра (Сирия и Ливан, 700–710‑е; часто украшены орнаментом и изображениями халифа, танцовщиц, музыкантов и др.).
Лит.: Van Vloten G. Recherches sur la domination arabe, le chiitisme et les croyances messianiques sous le khalifat des Omayades. Amsterdam, 1894; Lammens H. Etudes sur le siècle des Omayyades. Beyrouth, 1930; ал-Харбутли ‘А. Тарих ал-‘Ирак фи зилл ал-хукм ал-амави. Каир, 1959; Рави С. И. Ал-‘Ирак фи-л-‘аср ал-амави. Багдад, 1965; Надирадзе Л. И. Община на территории восточного халифата в VII–VIII вв. // Арабские страны. История. Экономика. М., 1966. C. 217–241; Его же. Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII–VIII вв. // Арабские страны. М., 1970. C. 151–205; Петрушевский И. П. К истории рабства в халифате VII–X вв. // Народы Азии и Африки. 1971. № 3. C. 60–71. Т. К. Кораев.