В тюркских и монгольских государствах съезд правящей элиты для решения важнейших вопросов государственного управления, внешней политики, престолонаследия, религиозной политики и другого.
Термин «К.» встречается в источниках начиная с 13 в. Роль К. менялась в зависимости от силы центр. власти. В стабильных централизованных государствах он превращался в совещат. орган при хане, созыв К. нередко носил чисто церемониальный характер для утверждения заранее заготовленных решений (Монгольская империя, Золотая Орда и Чагатайский улус до сер. 14 в.). Прибытие на К. или отсутствие на нём являлось показателем лояльности по отношению к хану. Ритуальный характер такого рода К. (фактически многодневных пиршеств) и их функция выявления разл. политич. группировок особенно ярко проявлялась на съездах, посвящённых возведению на престол очередного каана (великого хана, императора) Монг. империи в 13 в. Среди наиболее значительных по важности принятых решений монг. К.: провозглашение Чингисхана правителем Монголии (1206), разработка плана завоевания Вост. Европы (1234), воцарение каанаМункэ и преодоление раскола среди потомков Чингисхана (1251). В условиях ослабленной государственности и раздробленности К. превращался в реальный политич. и законодат. институт, совещание представителей разл. слоёв полноправного населения (в 15–17 вв. монг. ханства, большинство тат. ханств, где К. в рус. переводах именовались «вся земля Казанская», «вся земля Сибирская» и т. п.). В качестве придворного совета К. существовал до нач. 20 в. в Бухаре и Хиве.
В совр. тюрк. языках слово «К.» используется для обозначения разл. политических и обществ. организаций и форумов.
В некоторых республиках РФ К. – офиц. назв. законодат. (представительных) органов власти, напр.: Гос. собрание – Курултай Республики Башкортостан, Гос. собрание – Эл Курултай Республики Алтай.
Автор статьи: В. В. Трепавлов.