
КЛЕЙСТ ГЕНРИХ ФОН - немецкий писатель.
Из старого прусского дворянского рода. С 1792 года служил в прусской гвардии; принимал участие в Рейнском походе (1794 год). В 1799 году вышел в отставку, изучал математику, философию, физику и право в университете Франкфурта-на-Одере; испытал влияние философии И. Канта, которая привела его к мысли о тщетности человеческих попыток познать мир. В 1800-1803 годах во время путешествий по Европе познакомился с И. В. Гёте, Ф. Шиллером, К. М. Виландом, Г. Цшокке.
В 1805-1806 годах чиновник в Кёнигсберге. В 1807 году жил в Дрездене, где издавал (совместно с политическим философом А. Мюллером) журнал «Phöbus» (1808 год); в 1810 году вернулся в Берлин, с 1810 года выпускал газету «Berliner Abendblätter». Удручённый бедностью и неудачами при попытках добиться признания, покончил с собой.
Основу творческого наследия Клейста составляют пьесы и прозаические новеллы. В центре внимания Клейста - одного из крупнейших представителей немецкого романтизма - трагическое в своей неразрешимости противоречие между иррациональной природой человека и несправедливыми общественными установлениями. Первая пьеса Клейста - «трагедия рока» «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», 1803 год). Одновременно с ней Клейст писал трагедию на военно-политическую тему «Роберт Гискар» («Robert Guiskard», 1802-1803 годы, сохранилась частично), в которой отразилось его сложное отношение к Наполеону I Бонапарту.
Единственная пьеса, поставленная при жизни Клейста (И. В. Гёте в Веймаре, 1808 год; успеха не имела), - комедия «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803-1806 годы), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам. В комедии Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803-1806 годы), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам. В комедии «Амфитрион» («Amphitryon», 1807 год) Клейст создал вольное переложение одноимённой комедии Мольера.
В 1808 году завершены трагедия «Пентесилея» («Penthesilea») о любви-ненависти королевы амазонок к Ахиллу, в которой античность предстала как эпоха неукротимых страстей и демонических характеров (экзальтированность трагедии шокировала современников, в том числе Гёте); романтичная рыцарская драма «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» («Das Кäthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe»), свидетельствующая о заметном усилении мистических настроений Клейста, а также трагедия «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht») на актуальную политическую тему борьбы против французской оккупации.
В основе психологической драмы «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810 год) - конфликт мечты и реальности: Клейст пытается найти примирение между своеволием романтичного героя и надличными военно-государственными и правовыми традициями.
Убеждённость в слабости человечecкого разума, его неспособности проникнуть в тайны судьбы отразилась и в новеллах Клейста 1810-1811 годов, разнообразных по характеру и сюжету [напряжённо-драматичная «Маркиза д’О.» («Die Marquise von О...»), детективная «Землетрясение в Чили» («Das Erdbeben in Chili»), мистическая и фаталистическая «Локарнская нищенка» («Das Bettelweib von Locarno») и «Обручение на Сан-Доминго» («Die Verlobung in St. Domingo») и др.], но всегда отмеченных необычным для того времени лаконизмом стиля, стремительностью развития действия.
Лучшее прозаическое произведение Клейста - стилизованная под историческую хронику XVI века новелла «Михаэль Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), в которой поставлены вопросы справедливости и законности, вины и наказания, бунта и религиозного смирения.
Среди эссе на литературно-художественные темы выделяется «О театре марионеток» («Über das Marionettentheater», 1810 год), в котором Клейст сформулировал ставший знаменитым парадокс несовместимости грации и сознания.
Творчество Клейста в XIX веке было малоизвестно. Первое собрание его сочинений издал в 1826 году Л. Тик. Лишь в XX веке оно было оценено по достоинству, оказав влияние на многие литературные направления (в том числе на экспрессионизм).
Сочинения:
Werke / Hrsg. E. Schmidt. Lpz.; W., 1904. Bd 1–5
Собр. соч.: В 2 т. П.; М., 1923
Пьесы. М., 1962
Драмы. Новеллы. М., 1969
Избранное. М., 1977
Sämtliche Werke und Briefe / Hrsg. H. Sembdner. 2. Aufl. Münch., 1993. Bd 1–2
Обручение на Сан-Доминго. СПб., 2000.
Иллюстрация:
Г. фон Клейст. Рисунок П. Фриделя. 1801. Архив БРЭ.