КИРЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - религиозный публицист, военный и общественный деятель, генерал от кавалерии (1907 год).
Дворянин. Брат общественного и военного деятеля Н. А. Киреева (1841-1876 годы), писательницы и публициста О. А. Новиковой (1840-1925 годы). На формировании взглядов Киреева сказалась близость к его родительской семье славянофилов. Окончил Пажеский корпус (1853 год), затем - на службе в лейб-гвардейском Конном полку, участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов. В 1856-1859 годах вольнослушатель Санкт-Петербургского университета. С 1862 года адъютант великого князя Константина Николаевича.
Принимал участие в подавлении Польского восстания 1863-1864 годов. Сотрудничал в журналах «Русское обозрение», «Богословский вестник», газете «Церковные ведомости». В 1872-1877 годах секретарь Санкт-Петербургского отделения Общества любителей духовного просвещения. Вёл многолетнюю полемику с философом В. С. Соловьёвым. Киреев - один из создателей Санкт-Петербургского славянского комитета (1868 год).
В период герцеговинских сербов против турок (1875 год) организовал Герцеговинскую комиссию, которая оказывала помощь (в том числе и военную) восставшим. С 1892 года состоял при дворе вдовы великого князя Константина Николаевича великой княгини Александры Иосифовны. С 1904 года почётный член Московской духовной академии. В 1905-1906 годах один из лидеров консервативного политического объединения «Отечественный союз».
Киреев был одним из немногих представителей позднего славянофильства - системы взглядов, удовлетворявшей, по его мнению, духовным интересам и потребностям русского общества и выражавшейся в триаде: «самодержавие, православие, народность». Являясь сторонником самодержавия, он выступал против конституционализма, отрицательно относился к учреждению законодательной Государственной думы, но считал полезным создание законосовещательного Земского собора.
Деятель панславистского движения, Киреев агитировал в пользу активного внешнеполитического курса России на Балканах. С возникновением в Европе движения старокатоликов, не признававших решений Ватиканского I собора (в частности, догмата о безошибочности суждений папы ex cathedra), Киреев участвовал в налаживании контактов между старокатоликами и православной церковью, полагал такое сближение первым шагом на пути присоединения католичества к православию. Дневник, который Киреев вёл с 1861 года до самой смерти, является ценным историческим источником.
Сочинения:
Славянофильство и национализм. СПб., 1890
Краткое изложение славянофильского учения. СПб., 1896
Польский вопрос и старокатолицизм. М., 1898
Россия в начале XX столетия. СПб., 1903
Ответ моим польским корреспондентам. СПб., 1903
Соч. СПб., 1912. Т. 1–2.