
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление в искусстве XX века, в котором художественная форма создаётся посредством движения, реального или иллюзорного.
Как самостоятельное направление сложилось в 1950-е годы. Ему предшествовали опыты работы с динамикой в футуризме (так называемые пластико-динамические комплексы Дж. Баллы и Ф. Деперо), дадаизме (ротационные спиральные диски и вариабильные инсталляции М. Дюшана; подвижные структуры Мэн Рея), в русском конструктивизме (складные конструкции А. М. Родченко, «Стоящая волна» Н. Габо, проект вращающейся башни «Памятника III Интернационала» В. Е. Татлина), в Баухаузе («Светопространственный модулятор» Л. Мохой-Надя). С начала 1930-х годов А. Колдер приступил к созданию мобилей - конструкций с лёгкими подвесными элементами, приводимыми в движение дуновениями воздуха. В 1955 году в Париже в галерее Д. Рене состоялась 1-я выставка кинетического искусства под названием «Движение», на которой были представлены работы художников из разных стран: Я. Агама, В. Вазарели, также П. Бюри (Бельгия), Р. Якобсена (Дания), Ж. Тенгели (Швейцария), Х. Р. Сото (Венесуэла).
Во 2-й половине 1950-х годов в разных странах создаются объединения (часто интернациональные) художников-кинетистов: «Zero» (Дюссельдорф, 1957 год), «Gruppo N» (Падуя, 1959 год), «Gruppo Т» (Милан, 1959 год), NUL (Нидерланды, 1960 год), GRAV («Groupe de Recherche d’Art Visuel», Париж, 1960 год). В СССР в 1964 году образовалась ассоциация «Движение» во главе с Л. В. Нусбергом (среди участников - В. П. Акулинин, Р. И. Заневская-Сапгир, Ф. Инфантэ-Арана, В. Ф. Колейчук). В ноябре 1967 года эта группа выполнила праздничное оформление Ленинграда в честь 50-летия Октябрьской революции 1917 года.
Художники кинетического искусства стремились преодолеть статичность замкнутого в себе станкового произведения, вовлечь зрителя в игру изменчивых конфигураций. Способы динамизации формы были разными. В ряде произведений Я. Агама, К. Крус-Диеса, Х. Р. Сото, Х. Ле Парка форма меняется при движении зрителя; в других случаях (работы Агама, Сото, английский художницы Л. Кларк) свёрнутая форма раскрывается от прикосновения руки, а неподвижные элементы начинают вибрировать, колыхаться. Такие произведения нередко имеют вид «окружения» (энвайронмента), в котором зритель, передвигаясь, варьирует композицию, меняет соотношение её элементов.
Греческий художник Такис добивался эффектной динамики с помощью магнитных полей, в которых зависали, взлетали, подпрыгивали металлические предметы. П. Бюри работал со скрытыми механизмами и магнитами, управлявшими медленным, как будто самостоятельным, движением объектов - шариков, плоских пластин, игл, обрезков проволоки. Среди кинетистов, применявших моторы, наибольшую известность получил Ж. Тенгели, чьи комические механизмы, собранные из металлолома и прочих отбросов, пародировали техническую цивилизацию. Н. Шёффер уже в начале 1960-х годов использовал в своих монументальных работах не только электромеханические устройства, но и компьютерное программирование.
Перемещения световых лучей, их ритмичные вспышки, мелькания, скольжения по статичным формам легли в основу особого течения внутри кинетического искусства, весьма близкого оп-арту. Само направление оп-арт, с характерным для него иллюзорным движением форм, нередко рассматривалось как разновидность кинетического искусства.
Расцвет кинетического искусства приходится на 2-ю половину 1950-х - начало 1970-х годов. В дальнейшем это направление утрачивает авангардные позиции и частично сливается с другими разновидностями «искусства действия».
Иллюстрация:
Кинетическое искусство. Х. Р. Сото. «Sotosphere» в Каракасе (Венесуэла). Архив БРЭ.