Автор: Михаил Давиденко
КАРАНДAШ
26.11.2021
0
0
159
Поделиться
КАРАНДAШ

КАРАНДAШ - ин­ст­ру­мент для пись­ма, ри­со­ва­ния и чер­че­ния в ви­де стерж­ня из су­хо­го кра­ся­ще­го ве­ще­ст­ва, час­то в де­ре­вян­ной или иной оп­ра­ве.

Карандаши раз­ли­ча­ют­ся по ха­рак­те­ру кра­ся­ще­го ве­ще­ст­ва (гра­фит­ные, так называемые италь­ян­ские, цвет­ные), по гра­да­ци­ям твёр­до­сти/мяг­ко­сти, по на­зна­че­нию (кан­це­ляр­ские, ри­со­валь­ные, чер­тёж­ные, ко­пи­ро­валь­ные и другие). Ка­ран­даш­ные гри­фе­ли (кра­ся­щие стерж­ни) мо­гут быть на­глу­хо оп­рав­ле­ны в де­ре­во, ме­талл, пласт­мас­су и другие ма­те­риа­лы, а так­же по­ме­щены в пла­ст­мас­со­вые или ме­тал­лические фут­ля­ры (ав­то­ма­тические карандаши). По спо­со­бу по­да­чи гри­фе­ля ав­то­ма­тические карандаши раз­де­ля­ют­ся на вин­то­вые и цан­го­вые. Осо­бые раз­но­вид­но­сти карандашей, пре­имущественно для ху­дожественной дея­тель­но­сти, из­го­тав­ли­ва­ют­ся без оп­ра­вы в ви­де па­ло­чек (вос­ко­вой, ак­ва­рель­ный, ли­то­граф­ский карандаши).

В XII-XVI веках при­ме­ня­лись свин­цо­вые и се­реб­ря­ные штиф­ты, даю­щие ли­нию тём­но-се­ро­го то­на (про­то­ти­пы соб­ст­вен­но карандаша); с XIV века из­го­тов­ля­ли так называемый фран­цуз­ский (бо­лее из­вест­ный как «италь­ян­ский») карандаш из слан­ца, по­зво­ляю­щий на­но­сить бар­ха­ти­стый чёр­ный штрих. Диа­па­зон то­наль­но­сти штри­ха наи­бо­лее ши­рок у гра­фит­ных карандашей, по­лу­чив­ших рас­про­стра­не­ние с XVI века (впер­вые опи­са­ны К. Гес­не­ром в 1565 году). В конце XVIII века ав­ст­рий­цем Й. Хар­дт­му­том и фран­цу­зом Н.Ж. Кон­те был поч­ти од­но­вре­мен­но от­крыт спо­соб из­го­тов­ле­ния гри­фе­ля из сме­си гра­фит­но­го по­рош­ка с као­ли­ном (по­ро­шок гра­фи­та и гли­ны сме­ши­ва­ет­ся в во­де; тес­то­об­раз­ная мас­са, про­пу­щен­ная че­рез от­вер­стия, об­ра­зу­ет стерж­ни, ко­то­рые под­вер­га­ют­ся про­ка­ли­ва­нию); ими же ос­но­ва­ны ма­ну­фак­ту­ры по про­из­вод­ст­ву карандаша в де­ревянной оп­ра­ве (су­ще­ст­вуя по сей день, эти фир­мы из­го­тов­ля­ют луч­шие карандаши для ху­дожественных це­лей).

Сте­пень чер­но­ты и твёр­до­сти гри­фе­ля за­ви­сит от ка­че­ст­ва и про­пор­ции гра­фи­та и гли­ны, ин­тен­сив­но­сти про­ка­ли­ва­ния; для дос­ти­же­ния мяг­ко­сти в смесь до­бав­ля­ет­ся воск или стеа­рин. Для цвет­ных К. ис­поль­зует­ся смесь гли­ны или других на­пол­ни­те­лей и пиг­мен­та, с до­бав­ле­ни­ем клея­щих и смяг­чаю­щих ве­ществ.

Оп­ра­вы из­го­тав­ли­ва­ют­ся из различных сор­тов де­ре­ва, наи­бо­лее до­ро­гие - из кед­ра и ки­па­ри­са. Оп­ра­ва со­сто­ит из двух скле­ен­ных до­ще­чек с жё­ло­бом; пер­во­на­чаль­но име­ла круг­лое се­че­ние, с XIX века при­ме­ня­ют­ся квад­рат­ное и шес­ти­гран­ное (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ное) се­че­ния, позд­нее пря­мо­уголь­ное (так называемый пло­ский карандаш) или тре­уголь­ное, ино­гда с при­сое­ди­не­ни­ем лас­ти­ка на кон­це карандаша. Пред­ше­ст­вен­ник оп­равы карандаша - из­вест­ный со сред­них ве­ков съём­ный тро­ст­ни­ко­вый или де­ре­вян­ный дер­жа­тель гри­фе­ля (штиф­та) - по­лу­чил ряд зна­чительных усо­вер­шен­ст­во­ва­ний со 2-й половины XIX века, ко­гда гра­фит­ный стер­жень стал раз­ме­щать­ся в ме­тал­лическрм фут­ля­ре; соз­дан­ный та­ким об­ра­зом ав­то­ма­тический, или ме­ха­нический, карандаш по­лу­чил в конце XIX-XX веков мно­же­ст­во мо­ди­фи­ка­ций, суть ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в различных спо­со­бах по­да­чи и за­ме­ны гри­фе­ля. В ху­дожественной дея­тель­но­сти карандаш ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ака­де­ми­че­ском (учеб­ном) и твор­че­ском ри­сун­ке, так­же при ра­бо­те ак­ва­ре­лью.

Иллюстрация:

Ка­ран­даш (се­ре­бря­ный). Х. Холь­бейн Млад­ший. Порт­рет ле­ди Эли­от. 1532-1534 годы. Ко­ро­лев­ское со­бра­ние (Винд­зор).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)