Автор: Олма Групп
КАДДАФИ МУАММАР БИН АБУ МИНЬЯР МУХАММАД
25.11.2021
0
0
218
Поделиться
КАДДАФИ МУАММАР БИН АБУ МИНЬЯР МУХАММАД

Каддафи (аль-Каззафи), Муаммар бин Абу Миньяр Мухаммад (между 1940 и 1943, окрестности Сирта — 20.10.2011, Сирт) — ливийский государственный деятель.

Родился в семье бедуинов племени кададфа (в Триполитании). Выпускник исторического факультета Ливийского университета (1963) и военной академии в Бенгази (1965), в 1966 проходил подготовку в военной школе Боунингтон-Хис (Великобритания).

В 1964 К. создал с сослуживцами организацию «Свободные офицеры — юнионисты-социалисты», которая, по примеру «Свободных офицеров» Г. А. Насера, стремилась к захвату власти революционным путем. После низложения Идриса I в сентябре 1969 избран председателем Совета революционного командования, с января 1970 — верховный главнокомандующий вооруженными силами (в звании полковника, которое сохранял до самой смерти) и глава правительства. В июле 1972, отказавшись от премьерского поста, стал во главе массового объединения Арабский социалистический союз (АСС). После 1974 выступил с лозунгом «исламского социализма», который подытожил его общественно-политические искания, основанные на идеях панарабизма, праве наций на самоопределение, социальной справедливости, черпающей легитимность в шариате. Видя в религии и нации ведущие факторы исторического процесса, К. призывал к преобразованию ислама через «открытие врат иджтихада» (см. Фикх) при сохранении за Кораном места единственного незыблемого источника права. Исламский реформизм сочетал с антикоммунизмом, что на первых порах принесло ему сдержанную поддержку администрации Р. Никсона. Сокрушив оппозицию в 1975, К. в 1976—1980 обнародовал «Зеленую книгу», где изложил «третью всемирную теорию», которую противопоставил либеральному капитализму и марксистскому коммунизму: она включала введение прямой демократии через всенародно избранные съезды и комитеты («власть масс» — джамахирия). В 1977, уйдя из руководства АСС, К. сосредоточился на работе в качестве генерального секретаря Всеобщего народного конгресса. С марта 1979 — неформальный глава («братский вождь») Революционного руководства.

В целом 1970-е были для К. временем как внешних, так и внутренних успехов. Однако его вклад в прогресс ливийского социума (введение бесплатной медицинской помощи, совершенствование транспортной инфраструктуры, расширение системы образования, с особым вниманием к нуждам женщин) уравновешивался жестокими репрессиями в отношении недовольных. Престижные проекты и «ручное управление» сельским хозяйством и промышленностью привели к нарастанию нефтяной зависимости и упадку аграрного сектора (несмотря на крупномасштабное ирригационное строительство). Все это побудило К. в 1980-е предпринять шаги по экономической либерализации, реформированию администрации и сокращению расходов на вооружение. К. неоднократно объявлялся в Европе и Америке пособником международного терроризма, в связи с участием ливийских спецслужб в подготовке масштабных терактов 1986—1989: нормализация его взаимоотношений с Западом в 2003—2004 последовала за признанием К. частичной ответственности за них. В 2011 К. потерпел поражение в борьбе с массовым движением протеста, получившим поддержку НАТО и Лиги арабских государств: действия ливийского лидера подверглись почти единодушному осуждению членов ООН и Международного уголовного суда, обвинившего его в «преступлениях против человечности». После штурма его оплота — Сирта, К. был захвачен оппозиционерами и без суда убит.

Соч.: Зеленая книга. М., 2000.

Лит.: Рясов А. В. Политическая концепция М. Каддафи в спектре «левых взглядов». М., 2008. Ayoub M. M. Islam and the Third Universal Theory: The Religious Thought of Mu’ammar al-Qadhdhafi. London, 1987. Davis J. Qaddafi’s Theory and Practice of Non-Representative Government // Government and Opposition. XVII/1 (1982). P. 61—79. Hajjar S. G. The Marxist Origins of Qadhafi’s Economic Thought // The Journal of Modern African Studies. XX/3 (1982). P. 361—375. Haynes J. Libyan Involvement in West Africa: Qadhaffi’s «Revolutionary» Foreign Policy // Paradigms. IV/1 (1990). P. 58—73. Hinnebusch R. A. Charisma, Revolution, and State Formation: Qaddafi and Libya // Third World Quarterly. VI/1 (1984). P. 59—73. Kamel A. M. Trade and Peace: The EU and Gaddafi’s Final Decade // International Affairs. XC/3 (2016). P. 683—702. St. John R. B. The Ideology of Muammar al-Qadhdhafi: Theory and Practice // International Journal of Middle East Studies. XV/4 (1983). P. 471—490. St. John R. B. Redefining the Libyan Revolution: The Changing Ideology of Muammar al-Qaddafi // The Journal of North African Studies. XIII/1 (2008). P. 91—106. Zoubir Y. H. Libya and Europe: Economic Realism at the Rescue of the Qaddafi Authoritarian Regime // Journal of Contemporary European Studies. XVII/3. P. 401—415.