Хоматиáн, Димитрий (Димитрий Хоматиан; греч. Δημήτριος Χωματηνός, Χωματιανός) (ок. 1170, Хома (обл. Фригия, Малая Азия) или Константинополь — после 1236, Охрид (?)) — архиепископ Охридский (с 1216/1217), византийский ученый, писатель, церковный и политический деятель Эпирского царства. Место рождения Х. Д. неизвестно, он получил образование и начал церковную карьеру в Константинополе. До 1204 служил нотариусом у двух Константинопольских патриархов, затем занимал должность хартофилакса (хранителя библиотеки) в Фессалонике и в Охриде при митрополите Иоанне Каматире. В 1216 или 1217 по рекомендации друга, митрополита Навпактского Иоанна Апокавка, и при поддержке правителя Эпирского царства Феодора I Ангела был возведен на архиепископскую кафедру Охрида. На этом посту оказался вовлечен в сложные церковно-политические отношения на Балканах. Х. Д. придерживался идей цезарепапизма — тесной связи государственной и церковной власти. Он поддерживал эпирского правителя Феодора I Ангела, короновал его в Фессалонике в 1227. Х. Д. выступал против предоставления автокефалии Сербской церкви, из-за чего вступил в конфликт с Саввой I Сербским. После смерти сербского короля Стефана II Неманича отношения с сербским двором наладились, и Х. Д. даже стал советником нового короля Стефана Радослава. Оставил важные свидетельства об учреждении Болгарской архиепископии в Тырново в 1-й половине XIII в.
Был плодовитым писателем. Основная часть сочинений Х. Д. посвящена вопросам церковного права. Главный его труд — собрание актов и писем, связанных с политической и церковной историей Эпира, Сербии и Болгарии в 1-й половине XIII в. В своих юридических текстах Х. Д. активно использовал цитаты из Библии, трудов Отцов Церкви, византийских правоведов, ссылался на канонические правила и императорские новеллы. Также Х. Д. принадлежат комментарии к произведениям Аристотеля, стихотворения, служба св. Клименту Охридскому и его краткое житие (основанное на пространном житии, написанном архиепископом Феофилактом).
Лит.: Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматиана (XIII в.) // Право в средневековом мире. М., 1990. С. 85–125; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2004. А. В. Кузнецов.