ХАЛИФ
27.09.2024
0
0
1
Поделиться

Хали́ф (араб. халифа — «заместитель») — титул, имеющий много­значное применение в обществах, исповедующих ислам. Основывается на упоминании в Коране Адама и Давида как заместителей Бога на земле. Закрепился за главами (имамами) мусульманской общины (умма) после смерти пророка Мухаммада (араб. халифат расул Аллах — «заместитель посланника Божьего»; синоним — араб. амир ал-му’минин — «повелитель верующих»). В суфизме Х. — преемник шайха — основателя братства (тарикат), наставник одной из его ветвей, с середины XIII в. — заместитель шайха.

Первые века хиджры (VII–VIII вв. н. э.), когда весь мусульманский мир являлся единой державой, оставили свой отпечаток на идеале халифата (в суннизме — образы «праведных» Абу Бакра ас-Сиддика, Омара ибн аль-Хаттаба, Османа ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, в шиизме — только последнего). В эпоху Омейядов халифата остро встала проблема его легитимности, которую по-разному решали всех три направления ислама (включая хариджизм, ратовавший за полную выборность этого сана). В X в. ойкумена ислама оказалась разделена между тремя враждующими халифатами — Аббасидов (Багдадским), Фатимидов (Каирским) и Омейядов (Кордовским), от которых к XI в. реальная власть стала постепенно переходить к династиям, чье влияние вовсе не оправдывалось религиозными мотивами (Буиды, Караханиды, Сельджукиды и др.). Исламизация широких масс населения размывала политически активное ядро уммы и привносила в нее властные представления, унаследованные от доисламских социумов. Принцип «власть от Бога» обосновывал обязанность подчиняться правителям (улу-л-амр), чье владычество (султан) значительная часть улама (в том числе аль-Газали) воспринимала как несправедливость (зулм), которую следует терпеть лишь во избежание смуты (фитна). После монгольских завоеваний, покончивших с Аббасидов халифатом, для большинства фукаха прекратил существовать и институт Х., хотя халифскую титулатуру так или иначе использовали Мамлюков государство, Тимуриды, Османы (в роду которых она формально сохранялась до падения империи).

Лит.: Arnold T. W. The Caliphate. Oxford, 1924; Бартольд В. В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. М., 1966; Его же. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. М., 1966. Т. К. Кораев.