Автор: Владимир Некрасов
ФОТИЙ
09.09.2024
0
0
12
Поделиться
ФОТИЙ

Фóтий (греч. Φώτιος) (ок. 820, Константинополь — 896, Армения) — византийский богослов, патриарх Константинопольский (858–867 и 877–886). Родился в знатной семье армянского происхождения. Отец приходился племянником патриарху Константинопольскому Тарасию (784–806), в период иконоборчества вместе с семьей пострадал за иконопочитание и умер в ссылке. Ф. получил блестящее светское образование, свободно владел латынью и древнегреческим, был одним из самых эрудированных людей своего времени. Преподавал в Константинополе, среди его учеников был преподобный Константин (Кирилл) (см. Кирилл и Мефодий). Сделал придворную карьеру, занимал высокие должности протоспафария и протоасикрита (первого секретаря) при юном императоре Михаиле III (840–867). В 858 по настоянию влиятельного кесаря Варды он был поставлен патриархом Константинопольским вместо законного патриарха Игнатия (847–858 и 867–877). Это вызвало острый конфликт с Римским папой Николаем I (858–867). В 863 папа предал Ф. анафеме, а в 867 Ф. отлучил от церкви папу Николая I. Эти события, известные как Фотиева (Фотианская) схизма, положили начало разделению церквей. После убийства Михаила III император Василий I Македонянин (867–886) сместил Ф. с патриаршего престола. На Константинопольском соборе 869–870 Ф. был анафематствован и сослан. Однако уже в 875 Василий I вернул Ф. в Константинополь и в 877 вновь поставил патриархом после смерти Игнатия. Ф. оставался на кафедре до 886, когда по требованию Льва VI вынужден был отречься и сослан в Армению.

Ф. критиковал папство, обвиняя Римских пап в чрезмерном властолюбии и ереси. Отстаивал независимость Восточной церкви от притязаний Рима на главенство. Выступал против добавления формулировки Filioque («и от Сына») в Символ веры; утверждал, что Св. Дух исходит только от Бога-Отца. При Ф. началась христиа­низация славянских народов: были крещены болгарский князь Борис I (852–889) и легендарные Аскольд и Дир, «бояре» Рюрика. Ф. благословил миссию Кирилла и Мефодия в Моравию.

Главный труд Ф. — «Мириобиблион» («Библиотека») — содержит критические обзоры и выдержки из 280 произведений античных и раннехристианских авторов. «Библиотека» имеет огромную ценность, так как сохранила сведения о многих утраченных текстах. Ф. принадлежит авторство обширного толкового «Лексикона», свыше 300 писем, многочисленных гомилий и трактатов. Важнейший богословский труд — «Мистагогия о Св. Духе» — направлен против Filioque. Ф. внес огромный вклад в развитие византийской культуры и богословской мысли.

В Православной церкви почитается как святой (день памяти 6[19] февраля).

Соч.: Opera omnia // Patralogiae cursus completus. Series Graeca / Éd. J. P. Migne. T. 101–104. Paris, 1860; Homiliai. Thessalonikē, 1959; Bibliothèque / Éd. R. Henry. T. 1–9. Paris, 1959–1991; Epistulae et Amphilochia. Vol. 1–6. Leipzig, 1983–1988; Антилатинские сочинения. М., 2015.

Лит.: Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915; Dvornik F. The Photian Schism: History and legend. London, 1970; Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX, X и XI вв. СПб., 2001. А. В. Кузнецов.