Финики`я — древний регион на восточном побережье Средиземного моря (II тысячелетие до н. э. — I тысячелетие н. э.). Название «Ф.» — греческое, восходящее к египетскому экзониму fenekhu, которым египтяне обозначали жителей Ф. (возможно, нарицательное «плотники»; во II тысячелетии до н. э. финикийцы занимали ключевое положение в восточносредиземноморской торговле качественной древесиной). Латинское обозначение «пунийцы» в свою очередь восходит к греческому Ф. Этнолингвистически жители Ф. — часть ханаанеев. Поскольку города-государства Ф. почти никогда не составляли единую политическую общность, их коллективное самоназвание и сам его факт надежно не установлены. Идентичность финикийцев основывалась на отождествлении себя с их городским сообществом: жители Тира называли себя тирянами, жители Библа — библосцами и т. д. Финикийский язык I тысячелетия до н. э. составляли выжившие на побережье диалекты ханаанеев.
В 3-й четверти III тысячелетия до н. э. Египет подчинял своему влиянию часть Ф., его привилегированным вассалом там был город-государство Библ. В позднем бронзовом веке (XVI–XII вв. до н. э.) на территории Ф. продолжали существовать крупные города Арка, Бейрут, Тир, Сидон и Библ, окруженные сельскими поселениями. Находки этого периода указывают на активные торговые контакты с Египтом (контролировавшим Ф. большую часть этого времени), Микенами, Кипром и Палестиной. Находки лазурита указывают на то, что опосредованные торговые связи Библа достигали территории современного Афганистана. Уникальным товаром, который производили в финикийских городах этого периода, был пурпурный краситель, добывавшийся из местной разновидности моллюсков. На то, насколько тесно производство пурпура ассоциировалось с финикийцами, указывает то, что уже в греческом языке микенского периода слово «финикийский» обозначало пурпурный цвет.
От Ф. XII — середины XI в. до н. э., периода после так называемой Катастрофы бронзового века, связанной с нашествием «народов моря», сохранилось мало данных. Значительная часть поселений была заброшена, но на короткое время. Некоторые поселения оставались заселены (например, Тир), а некоторые — заброшены на значительную часть периода (например, Сидон). В то же время количество поселений выросло по сравнению с поздним бронзовым веком. Южнее Ф. на побережье в начале XII в. до н. э. осели группы «народов моря», в том числе пелешет, слившиеся с остальными в одноименную общность (филистимляне). В начале I тысячелетия до н. э. филистимляне перешли на финикийский язык, но не входили в политическую ассоциацию с финикийцами. Около 1100 до н. э. ассирийский Тиглатпаласар I на короткое время подчинил Библ, Сидон и Арвад.
В XI в. до н. э. Тир подчинил Сидон, Южн. Финикию, а также плодородную территорию Южн. Галилеи и образовал царство, которое принято называть Тиро-Сидонским или Тиро-Финикийским. Оно стало главным центром посреднической торговли стратегическими ресурсами — медью, серебром и оловом. В библейской и античной письменной традиции ключевая роль в возвышении Тира приписывается царю Хираму I (около 969–936 до н. э.). К X в. до н. э. относится основание первой тирской торговой фактории на Южн. Кипре. Затем колонии возникли на Сицилии, Мальте, Сардинии, а также в Испании и Сев. Африке. Самая известная тирская колония — Карфаген, основанный около 814 до н. э.
Греки заимствовали финикийский алфавит и в IX в. до н. э. на его основе разработали собственный. Торговые отношения с греками поддерживали преимущественно сидоняне и выходцы из сидонских колоний.
Библосцы, вероятно, были более консервативны, чем их соседи. В их культе прослеживается больше черт, объединяющих их с соседними семитскими народами, например израильтянами; в то же время известно, что в Тире поклонялись некоторым египетским божествам, а позже к тирскому пантеону причислили Ашшура, верховного бога ассирийцев.
Упадок финикийских городов принято связывать с новоассирийскими завоеваниями и господством в VIII–VII вв. до н. э., сопровождавшимся раздроблением Тиро-Сидонского царства и неоднократным подавлением финикийских восстаний. В частности, ассирийский Тиглатпаласар III (745 до н. э.) завоевал Нижнюю Галилею и подчинил всю Ф., Синаххериб и Асархаддон (правили в 705–668 до н. э.) разоряли Сидон, а Ашшурбанапал (669–627 до н. э.) — оставшиеся континентальные владения Тира. В указанный период многие поселения Ф. подвергаются разрушению (которое, впрочем, не всегда удается надежно связать с ассирийцами). В то же время, к этому же периоду относится расцвет финикийской колонизации. Геродот приводит рассказ о финикийцах на службе у фараона Нехо II, совершивших около 600 до н. э. плавание вокруг Африки от Красного моря до Средиземного.
С ослаблением Ассирии в 630–620-х до н. э. финикийские города вернули себе независимость. В конце VII — 1-й четверти VI в. до н. э. вавилоняне пытались подчинить Тир, а египтяне оказывали ему поддержку. Около 575 до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II добился капитуляции города, и первенство среди финикийских городов под вавилонской властью перешло к Сидону.
После завоевания Вавилонии персами в 539 до н. э. финикийские города на выгодных условиях вошли в состав Персидской державы. Ф. была разделена на четыре автономных провинции под управлением местных царей, наделенных такими же правами, как сатрапы. В отличие от других зависимых территорий, персидские чиновники не участвовали в управлении. Персидские цари нуждались в услугах финикийских мореходов. Геродот передает, что финикийцы построили Ксерксов канал, а также что финикийские эскадры, возглавляемые собственными царями, были лучшими в персидском флоте. В середине IV в. до н. э. Сидон восстал против персов и был разрушен. На недолгое время первенство вернулось к Тиру.
В 332 до н. э. Александр Македонский взял Тир. Остальные финикийские города сдались без боя. После его смерти за территорию Ф. боролись Селевкиды и Птолемеи, но ни та, ни другая династия не посягала на финикийское самоуправление. Последовательная эллинизация не проводилась: в Ф. не присылались колонисты, названия городов сохранились и не были заменены на греческие. Однако постепенная эллинизация все же происходила. Вероятно, этому способствовали древние торговые и культурные связи финикийцев с греками.
В 82 до н. э. Тигран II Великий, царь Армении, завоевал последние территории, находившиеся под властью Селевкидов, в том числе Ф. Усиление Армении не отвечало интересам римлян, и в 64 до н. э., после победы римлян в Третьей Митридатовой войне, финикийские города вошли в состав римской провинции Сирия, утратив традиционную автономию. Ф. оставалась под властью римлян до арабского завоевания — до середины VII в. н. э. Финикийцы в первые века нашей эры перешли на арамейский язык, а впоследствии — в основном на арабский.
Лит.: Циркин Ю. Б. История библейских стран. М., 2003. С. А. Коваль.