ФИЛИСТИМЛЯНЕ
16.09.2024
0
0
30
Поделиться
ФИЛИСТИМЛЯНЕ

Филисти`мляне (евр. пелиштим, самоназвание *паласт / пеласт-, название, которое Ф. дали собственной территории — Палестин [в литературе Филистия], откуда позднейшая Палестина) — этнополитическая общность, населявшая приморскую часть Ханаана (от современного Тель-Авива до Газы) в конце II–I тысячелетии до н. э. Сложилась в 1-й половине XII в. до н. э. на основе смешения прибывших сюда разноэтничных групп «народов моря», среди которых главное место занимали пелешет (пеласты, чье название стало этнонимом всей общности Ф.) и кафторим Ветхого Завета (видимо, выходцы с Крита, вероятно, критские ахейцы). Происхождение и языковая принадлежность этих групп точно не установлены. Географическая основа Палестин- в Эгеиде связана с ее северо-западной окраиной (Палестинос — название р. Стримон, Палесте — часть Эпира), пеласты — известная по греческим источникам форма этнонима пеласги (обитатели того же региона и, до прихода греков, Балканской Греции, язык пеласгов неизвестен). Ранняя керамика Ф. является местным вариантом микенской керамики (позднеэлладской III C), а в более поздней наблюдаются также кипрское, ханааннейское и египетское влияние. Ф. стали первыми жителями региона, владеющими технологией обработки железа (с конца XII в. до н. э.).

Согласно египетским надписям Мединет-Абу, группы «народов моря», достигшие южного Ханаана (в том числе «пелесет»), были разбиты Рамсесом III, покорились ему и с его разрешения заселили три прибрежных города — Газу, Ашдод и Ашкелон. По всей видимости, вскоре после его смерти Ф. вышли из-под господства Египта, а также завоевали Экрон и Гат. Из позднейших описаний известно, что они перешли на семитский язык (выработав собственный диалект финикийского) и поклонялись местным семитским богам. Ф., упоминаемые в Ветхом Завете, носят либо семитские, либо анатолийские имена. Ф. жили отдельными городами-государствами, нередко составлявшими конфедерацию-пятиградье.

В исторических книгах Ветхого Завета подробно описываются вой­ны Ф. с израильтянами c конца XII в. до н. э. и в 1-й трети I тысячелетия до н. э. Самые известные библейские рассказы об этом противостоянии — легендарные и полулегендарные сообщения об установлении гегемонии Ф. над израильтянами (около 1100 до н. э.), о борьбе с ними предводителя израильтян Самсона (1-я половина XI в. до н. э.) и царя Саула (2-я половина XI в. до н. э.), при котором имела место победа его воина Давида, будущего царя Израиля, над Голиафом, филистимским воином-великаном.

В VIII–VII вв. до н. э. власть над Ф. и окрестными территориями попеременно захватывали Ассирия (с 730-х до 630-х до н. э.), Египет (620-е — 604 до н. э.) и Вавилон (с 604 до н. э.). Ко времени персидского завоевания Вавилонии в 539 до н. э. Ф., вероятно, утратили свою идентичность: внешние источники больше не выделяют их среди народов региона, называя только отдельные города. После походов Александра Македонского в IV в. до н. э. Ашдод, Ашкелон и Газа становятся эллинистическими полисами, а наследие Ф. сохраняется только в географическом обозначении «Палестина».
Лит.: MacAlister R. A. S. Philistines, Their History and Civilization. Chicago, 1965. С. А. Коваль, А. А. Немировский.