Этру́ски (лат. Etrusci; туски, Tusci; тиррены, греч. Τυρσηνοί, Τυρρηνοί; самоназвания — расены, Rasenna, Rasna) — древнее население Италии, создатели оригинальной цивилизации, оказавшей существенное влияние на Рим Древний. Этрурия как основная территория расселения Э. была с севера ограничена р. Арно, с юга — Тибром, с востока — Тразименским озером и Умбрией; большей частью это современный регион Тоскана. Язык Э. нельзя однозначно отнести к какой-либо языковой семье, наиболее близок он лемносскому и ретскому языкам, также слабо известным. Вопрос о происхождении Э. не решен. Основные версии были предложены еще в Античности: так, согласно Геродоту, Э. — потомки лидийских переселенцев из Малой Азии. Продолжением этой «восточной» версии можно считать попытки современных исследователей связать Э. с миграцией «народов моря» (XIII в. до н. э.). Представленная в античной литературе Дионисием Галикарнасским «автохтонная» версия поддерживается исследователями (например, знаменитым этрускологом М. Паллотино), считающими предками Э. носителей энеолитической культуры Ринальдоне, распространенной на территории Тосканы и Лация в IV–III тысячелетиях до н. э. На основании близости этрусского и ретского языков и сведений Тита Ливия предпринимались попытки обоснования гипотезы о происхождении Э. в результате миграции приальпийских племен. С северо-востока на Апеннинский п-ов действительно распространилась повлиявшая на Э. культура Протовилланова (XII–X вв. до н. э.), однако ее носителями традиционно считают италийцев.
Более тесно с Э. связана культура Вилланова (X–VIII вв. до н. э.). В период Виллановы наблюдается рост поселений, в числе которых будущие крупные города Э.: Вейи, Ветулония, Вольсинии, Волатерры, Клузий, Кортона, Тарквинии, Цере и др. VIII в. до н. э. датируются первые надписи на этрусском языке; с VII в. до н. э. распространяется буккеро — характерная для Э. черная керамика с блестящей поверхностью, имитирующая металлические сосуды. С этого времени начинается подъем цивилизации Э. (VII–VI вв. до н. э.). Влияние на нее оказала распространившаяся в это же время ввиду активной торговли и колонизации греческая культура.
Этрурия в политическом смысле представляла собой конгломерат городов — «двенадцатиградья», религиозным центром которого были, скорее всего, Вольсинии, место почитания верховного этрусского бога Вольтумны. Сложно однозначно судить о политическом устройстве городов Э. Известны названия отдельных должностей: лукумона — царя, который, по всей видимости, избирался из аристократов и имел как политические, так и религиозные функции, зилата — магистрата, близкого римскому претору, менее ясны функции пурта, камти и пр. Высокого уровня достигло сельское хозяйство, ремесло (в особенности, металлообработка), архитектура, гидравлика. Э. создали сложную религиозную систему (disciplina Etrusca), большую роль в ней играли гадания, заимствованные впоследствии римлянами. Развивалось искусство: скульптура из камня, терракоты и металла, торевтика, живопись (известны прежде всего росписи гробниц).
Экспансия Э. в Италии связана с развитием торговли. Начиная с VIII в. до н. э., Э. выводили колонии в долину р. По на севере, в Кампанию на юге. В 545 до н. э. в союзе с карфагенянами они одержали победу над греками-фокейцами в битве при Алалии (греческая колония на о. Корсика), которая с того момента контролировалась Э. Под влиянием Э. оказался и Рим, управление которым облегчало связь Э. с их колониями в Кампании. Нарративная традиция (Тит Ливий, Плутарх и др.), а также эпиграфическая Лионская таблица сообщают о правлении в Риме этрусских царей (так называемая этрусская династия; 610–510/509 до н. э.).
В 510/509 до н. э. последний этрусский царь Рима Тарквиний Гордый был изгнан. В 474 до н. э. в битве при Кумах Э. нанес ощутимое поражение сицилийский тиран Гиерон, после чего начинается закат их влияния. Постепенно была потеряна Кампания. В начале IV в. до н. э. этрусские города в Сев. Италии были оккупированы переселившимися на эти территории кельтами. Римляне захватили сначала небольшой этрусский город Фидены (435 до н. э.), затем, после продолжительной борьбы, Вейи (396 до н. э.). На протяжении всего IV в. до н. э. продолжалось постепенное подчинение Э. римлянам; последний город, Вольсинии, был захвачен под предлогом подавления восстания (265 до н. э.).
Этрурия в кризисные моменты сохраняла лояльность римлянам, а также, в течение длительного времени после подчинения, свою культурную самобытность. Они были окончательно ассимилированы в I в. до н. э.
Лит.: Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М., 1983; Pallotino M. Etruscologia. Milano, 1990; Torelli M. Storia degli Etruschi. Roma, 1990; The Etruscan World / Ed. J. M. Turfa. New York, 2013; A Companion to the Etruscans / Ed. S. Bell, A. Carcopino. Hoboken (NJ), 2016. М. Н. Кириллова.