Эрáзм Роттердáмский (Дезидерий Эразм Роттердамский; лат. Desiderius Erasmus Roterodamus) (28.10.1469 (по другим данным — 1466 или 1467), Гауда (или Роттердам) — 12.07.1536, Базель) — нидерландский ученый-гуманист, писатель, философ, богослов; крупнейший представитель Северного Возрождения. Незаконнорожденный ребенок: отец отказался заключать брак, поскольку собирался стать священником. С 1475 Э. Р. учился в соборной школе Девентера; среди его наставников были деятели предреформационного течения Новое благочестие (лат. Devotio moderna), а также гуманист Александр Гегий. Благодаря последнему, Э. Р. познакомился со знатоком латыни и древнегреческого, поэтом-гуманистом Рудольфом Агриколой. В 1483 умерла от чумы мать Э. Р., вскоре скончался и отец. Около 1488 Э. Р. принес обеты в конвенте уставных каноников-августинцев в Cтейне; в 1492 был рукоположен в священники. Чуждый церковным делам, в это время Э. Р. изучал классических авторов, латынь и древнегреческий. В 1493 покинул обитель. Имея репутацию хорошего латиниста, Э. Р. получил место секретаря епископа Камбре Анри де Берга. В 1494 или 1495 епископ дал ему разрешение поехать учиться в Париж и рекомендацию в парижский коллеж Монтегю. Однако вскоре после зачисления он покинул его и предпочел учиться самостоятельно. В Париже Э. Р. свел знакомства с гуманистами, его близким другом стал итальянский поэт Фаусто Андрелини. Давал частные уроки; в 1499 вместе с одним из своих учеников посетил Англию, познакомился там с местными гуманистами (Дж. Колет, Т. Мор).
В начале XVI в. Э. Р. получил европейскую известность и много странствовал: после Франции в 1505–1506 вновь ездил в Англию, был представлен принцу Генриху (будущему королю Генриху VIII Тюдору). Жил в Италии, в 1506 получил степень доктора богословия в университете Турина. Спустя два года снова отправился в Англию. До 1513 преподавал в университете Кембриджа, в 1511 стал профессором богословия. В 1513–1515 путешествовал по Германии, в 1515–1517 снова по Англии. В 1517, получив должность советника императора Карла V Габсбурга, обосновался в Лувене (часто посещал также Брюссель, Антверпен), а в 1521, после конфликта с Лувенским университетом, перебрался в Базель, где жил до смерти.
Первоначально сочувствовал идеям Реформации, но резко осудил раскол с Католической церковью, расходясь с реформаторами также в вопросе о свободе воли.
Э. Р. оставил огромное литературное наследие. Сам он в каталоге 1523 делил свои труды на 9 групп (рубрик). В первой группе — произведения об «искусстве словесности»: знаменитая сатирическая «Похвала глупости» (1511), поэтические сочинения, диалоги, трактаты по риторике и грамматике («О языке», 1525; «Правильный способ речи», 1528). Ко второй группе Э. Р. относил сборники пословиц: имевшие огромную популярность «Адагии» (1500) и их расширенные издания «Хилиады адагий» (1508, 1515). В третью группу он объединял обширную переписку с интеллектуалами и представителями европейских элит, включая пап, кардиналов и королей. Четвертая группа — «произведения, способствующие нравственному воспитанию»: педагогические трактаты «О методе обучения» (1511), «О воспитании детей» (1529), «О воспитании христианского принца» (1516), «О приличии детских нравов» (1530), а также одно из ключевых сочинений Э. Р. — морально-дидактические диалоги «Разговоры запросто» (1518), в которых отражен его педагогический опыт. В пятую группу вошли произведения, «способствующие процветанию благочестия», в том числе прославивший его богословский трактат «Оружие христианского воина» (1502–1503). В шестой группе — важнейший с точки зрения Э. Р. труд: первое издание греческого текста Нового Завета, опубликованное в 1516 (дополненные издания выходили в 1519, 1522, 1527, 1531) и включавшее критику Священного Писания методами studia humanitas (см. Ренессансный гуманизм). В седьмую группу Э. Р. объединил произведения, представлявшие собой пересказы Нового Завета. К восьмой группе были отнесены полемические сочинения: ответ Э. Р. на выдвинутые богословским факультетом Парижского университета обвинения в ереси (1531), полемика с Мартином Лютером, уличавшего Э. Р. в скептицизме. В сочинении «Оберегающий щит» (1526) Э. Р. оправдывал свой метод, критикуя Лютера за разрыв с богословской традицией. Девятая группа — издания и переводы на латынь античных языческих (Еврипид, Лукиан Самосадский, Плутарх) и раннехристианских (Ориген, Иоанн Златоуст) авторов.
Э. Р. — первый интеллектуал, имевший общеевропейское влияние. Внес огромный вклад в педагогику, в рамках которой он, признавая и подчеркивая свободу воли, искал методы для поощрения человека к самосовершенствованию и к борьбе с невежеством. Велика его роль в развитии книгопечатания, критического издания древних текстов.
Библиогр.: Van der Haeghen F. Bibliotheca Erasmiana: Répertoire des oeuvres d’Érasme. Würzburg, 2005 (1-е изд. — 1897).
Соч.: Opus epistolarum. 11 vols. Oxford, 1906–1947; Opera omnia. 9 series [54 t.]. Amsterdam, 1969–2008. Leiden, 2009–[2019]; Себастиан Брант. Корабль дураков. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто. Письма темных людей. Ульрих фон Гуттен. Диалоги / Пер. с нем. и лат. М., 1971; The Collected Works [86 vol.]. Toronto, 1974–[2022]; Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи. М., 1983; Философские произведения. М., 1986.
Лит.: Augustijn C. Erasmus von Rotterdam: Leben, Werk, Wirkung. München, 1986; Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; Schoeck R. J. Erasmus of Europe. 2 vols. Edinburgh, 1990–1993; Bejczy I. Erasmus and the Middle Ages: The Historical Consciousness of a Christian Humanist. Leiden, 2001; Rummel E. Erasmus. London, 2004; Erasmus and the Renaissance Republic of Letters. Turnhout, 2014; Ron N. Erasmus: Intellectual of the 16th Century. Cham, 2021; A Companion to Erasmus. Leiden–Boston, 2023. А. В. Русанов.