Эпигрáфика (греч. ἐπιγραφή — «надпись»; ἐπιγράϕω — «наносить царапину», «делать отметину», «начертывать», «писать») — историко-филологическая дисциплина, занимающаяся поиском, изданием и всесторонним изучением надписей и изображений на твердом материале. Совокупность надписей также называют Э.
Носителями Э. источников являются изделия из металла, камня, кости, кожи, глины, дерева и т. д., элементы зданий, а также природные объекты — валуны, скалы и т. д. Пограничное значение между Э. и палеографией занимают тексты, нанесенные на полутвердые материалы: кору деревьев, восковые таблички и т. д. Надпись может быть нанесена на материал в технике граффито (процарапыванием), дипинто (красящим веществом), резьбы, наводки и т. п. Анализ надписей на монетах и печатях традиционно не входят в область Э., оставаясь в поле исследования нумизматики и сфрагистики соответственно.
Интерес к поиску и описанию эпиграфических источников прослеживается еще у деятелей Средневековья и Возрождения, но складывание Э. как научной дисциплины произошло в XVIII в. в связи с разработкой методов изучения греческих и латинских надписей. Становление славянской кириллической Э. связано с находкой в 1792 Тмутараканского камня с надписью 1068 и развернувшейся дискуссией вокруг ее подлинности. Особое значение для развития Э. сыграла работа А. Н. Оленина, посвященная этому источнику (1806). Ряд древнерусских надписей был впервые проанализирован в общем своде памятников русского письма и языка XI–XIV вв. И. И. Срезневского (1-е изд. — 1863). Введение в научный оборот все большего числа текстов, сделанных на твердых поверхностях, способствовало выделению «вещевой палеографии» в самостоятельную дисциплину, что прослеживается по работам И. А. Шляпкина (1913), Е. Ф. Карского (1928), А. С. Орлова (1-е изд. — 1935) и др. В настоящее время Э. — комплексная научная дисциплина, находящаяся на пересечении проблематики истории, археологии, филологии и искусствоведения.
Спецификой Э. текстов является то, что зачастую они создавались на предметах, изначально не предназначенных для письма, а начертания в этих источниках, хоть и имеют общие черты с их книжными аналогами, своеобразны из-за сопротивления материала и особенностей нанесения надписи при ее создании. Эволюция почерков в эпиграфических источниках также не вполне совпадает с рукописной традицией. Эпиграфические тексты обычно сохраняются в единственном экземпляре в своем изначальном виде, не подвергаясь дальнейшей редактуре, но нередко содержат серьезные утраты, требующие от специалистов грамотной реконструкции. Несмотря на уникальность каждого эпиграфического источника, в то же время однотипные эпиграфические документы могут образовывать многочисленный комплекс памятников (настенные граффити, памятные плиты, эпитафии и т. д.), требующий разнопланового подхода к исследованию.
В монументальных надписях из-за прочности материала увековечивались важные исторические, социальные, экономические и иные сведения, часто не упоминаемые в других источниках. В исследовании цивилизаций, где книжные источники не сохранились или сохранились в малом объеме, данные Э. имеют важнейшее значение. Неофициальные, бытовые надписи, обнаруженные на стенах зданий и предметах, имеют информационный потенциал для лингвистики, истории повседневности и письменности, культурологических и других исследований.
В Э. принципиален вопрос визуализации источника. Первые собиратели древностей делали зарисовки надписей, с развитием Э. стали использоваться методы эстампирования, калькирования, контактных отливок, создание слепков и др., а затем и фотофиксация. В последнее время популярность приобретает технология построения 3D-моделей методом фотограмметрии. Переход к цифровизации коснулся и процесса издания эпиграфических источников — увеличивается число онлайн-баз, посвященных Э. определенного региона.
Лит.: Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X — первой половины XIII в. М., 2000; Нумизматика и эпиграфика. Вып. I–XX. М., 1960–2018; Вопросы эпиграфики. Вып. I–X. М., 2006–2019; История письма от Античности до Нового времени. Очерки по эпиграфике, палеографии. М.–СПб., 2022; Эпиграфика Востока. 1947–2023. Вып. I–XXXVII. М. М. Дробышева.