Автор: Олма Групп
ЕЛИЗАВЕТА I ТЮДОР
26.11.2021
0
0
5495
Поделиться
ЕЛИЗАВЕТА  I ТЮДОР

Елизавета  I Тюдор (англ. Elizabeth I Tudor) (07.09.1533, Гринвич — 24.03.1603, Ричмонд) — королева Англии (с 1558).

Известна как «королева-девственница» и «добрая королева Бесс». Англия пережила расцвет в период ее правления, прозванного «елизаветинским веком», «золотым веком», современником которого был У. Шекспир.

Е. I была дочерью Генриха VIII (1509—1547) от брака с Анной Болейн, который не признала католическая церковь. После казни Болейн Е. I была объявлена незаконнорожденной, но впоследствии вновь включена в число официальных наследников престола вслед за Эдуардом VI и Марией I Тюдор. Е. I получила образование гуманистического образца, владела латынью, греческим, итальянским и французскими языками. В период правления Марии I подверглась заточению в Тауэр по подозрению в государственной измене и была вынуждена принять католичество. Унаследовав престол, Е. I сумела сохранить единоличную власть, талантливо выстраивания диалог с парламентом и всеми слоями английского общества.

Е. I возродила Англиканскую церковь, избрав для нее серединный путь между католичеством и более радикальными цвинглианством и кальвинизмом. Был восстановлен «Акт о супрематии» (с изменениями) и принят «Акт о единообразии [богослужения]» (1559), которое должно было совершаться на основе «Книги общих молитв» 1552. В 1563 вышли «Тридцать девять статей» — изложение англиканского вероучения, сохраняющее свою силу и в настоящее время. Был подготовлен новый официальный перевод Библии на английский язык («Епископская Библия»), однако имел хождение и другой вариант — Женевская Библия. Осторожная религиозная политика Е. I в целом позволяла ей сохранять гражданский мир между подданными разных конфессий, однако не исключила полностью конфликтов между ними. В результате ряда выступлений английских католиков, заговоров при участии Марии Стюарт, поддержанных католическими державами Европы, Е. I ввела ограничение прав своих католических подданных. В то же время призывы пуритан продолжить реформирование Церкви в Англии не получили одобрения Е. I.

Будучи женщиной, Е. I была вынуждена отстаивать свое право на самостоятельное правление по причине существовавших в то время гендерных предрассудков. Несмотря на многолетнее давление со стороны парламента, просившего ее выйти замуж и обеспечить наследование короны при сохранении приверженности англиканству, Е. I приняла решение отказаться от брака. Подобная позиция Е. I была мотивирована тем, что в случае отсутствия потомства в ее браке с католическим государем из рода Габсбургов или Валуа возникала угроза государственному суверенитету ее страны.

Внутренняя политика Е. I характеризовалась продолжением политики ее предшественников и была направлена, в основном, на поддержку интересов знати. Е. I была заинтересована в развитии предпринимательства, способствовала становлению горного дела в Англии. Сторонница протекционизма, Е. I поощряла создание частных торговых компаний, которые занимались поисками путей в Ост- и Вест-Индию в обход испано-португальских владений, в обмен на получение ими монопольных прав на эксплуатацию открытых земель. Е. I негласно покровительствовала пиратству (Ф. Дрейк, Т. Кавендиш и др.), спровоцировав торговые конфликты с Испанией. Ради ослабления последней и помощи протестантам в Европе Е. I поддерживала войну Нидерландов за независимость. Победа Англии над Непобедимой Армадой в 1588 стала важной вехой в укреплении ее морского могущества.

Вслед за другими Тюдорами Е. I сделала свой двор центром культуры и использовала покровительство искусствам и науке как важный инструмент укрепления и пропаганды своей власти. В литературе (Ф. Сидни, Э. Спенсер, М. Дрейтон, У. Рэли, Дж. Дэвис и др.) и живописи (Н. Хиллиард, И. Оливер, М. Гирертс) был создан своеобразный культ ее личности, восходивший к женским культам античности и полный христианского символизма. После смерти Е. I корона перешла Якову I (VI).

Лит.: Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. М., 2004; «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I / Ред. О. Дмитриева. М., 2012; Серегина А. Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI — начала XVII в. СПб., 2006; Соколов М. И. Елизавета Тюдор, королева английская. Сергиев Посад, 1892; Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962; Bassnett S. Elizabeth I: a Feminist Perspective. Oxford, 1988; Bell I. Elizabeth I: The Voice of a Monarch. London, 2010; Berry Ph. Of Chastity and Power: Elizabethan Literature and the Unmarried Queen. London, 1989; Cole M. H. The Portable Queen: Elizabeth I and the Politics of Ceremony. Amherst, 1999; Doran S. Queen Elizabeth I. London, 2003; Erickson C. The first Elizabeth. New York, 1983; Hackett H. Virgin Mother, Maiden Queen: Elizabeth I and the Cult of Virgin Mary. Basingstoke, 1995; Haigh C. Elizabeth I. London, 1988; Howarth D. Images of Rule: Art and Politics in the English Renaissance, 1485—1649. London, 1997; King J. Tudor Royal Iconography: Literature and Art in an Age of Religious Crisis. Princeton, 1989; Loades D. M. Elizabeth I: The Golden Reign of Gloriana. Richmond, 2003; McLaren A. N. Political Culture in the Reign of Elizabeth I: Queen and Commonwealth, 1558—1585. Cambridge, 1999; Neale J. E. Queen Elizabeth. London, 1944; The Reign of Elizabeth / Ed. C. Haigh. Basingstoke, 1984; Ronald S. Heretic Queen: Queen Elizabeth I and the Wars of Religion. London, 2012; Smith L. B. Elizabeth Tudor: Portrait of a Queen. London, 1976; Starkey D. Elizabeth: Apprenticeship. London, 2001; Strong R. C. Gloriana: Portraits of Queen Elizabeth I. London, 1987; Watkins S. In Public and in Private: Elizabeth I and her World. London, 1998; Yates F. A. Astraea: The Imperial Theme in the 16th Century. London, 1975.