Автор: Владимир Некрасов
ЭЛИАС, НОРБЕРТ
09.09.2024
0
0
8
Поделиться
ЭЛИАС, НОРБЕРТ

Эли́ас (нем. Elias), Норберт (22.06.1897, Бреслау, Германская империя, ныне Вроцлав, Польша — 01.08.1990, Амстердам) — выдающийся социолог, известный своей оригинальной теорией «процесса цивилизации». Родился в буржуазной еврейской семье. Изучал философию и медицину. В 1930‒1933 работал ассистентом К. Маннгейма. Эмигрировал в Англию, затем переехал в Нидерланды. В Германии написал диссертацию, которая была опубликована под названием «Придворное общество» лишь в 1969. В 1935‒1939 работал в Англии над книгой «О процессе цивилизации», опубликованной в 1939 и ставшей известной в 1970-е как классическое произведение по социокультурной эволюции, преодолевающее границы между психологией, социологией и историей. Она повлияла на цивилизационный подход, историю повседневности, историю ментальностей (в частности, на школу «Анналов»).

Э. — создатель фигуративного подхода в исторической социологии, в котором преодолевается дихотомия действующего индивида (agency) и общества, структуры и развития, микро- и макромасштабов анализа. В центре внимания социолога — смена фигураций под воздействием изменений в культуре и поведении людей. Развивая цивилизационный подход, Э. отказался от его линейно-­стадиальных и локальных версий, сосредоточившись на изначальном смысле этого понятия (вежливое поведение). Э. проследил, как развивались нормы поведения от средневековой вольницы к абсолютизму в Зап. Европе в XVI‒XVIII вв. Основное внимание он уделил придворному обществу, борьбе за влияние на короля. Идеал своевольного и насильственного поведения при этом замещался идеалом сдерживания эмоций и расчетливого поведения. Так возник идеал рациональности, распространившийся на научное знание. «Процесс цивилизации» порождает новую фигурацию, предполагающую увеличение взаимозависимости людей на социальном уровне и рост самоконтроля на индивидуальном уровне. Это близко теории протестантской этики М. Вебера, но Э. связал становление новой этики и самоконтроля не с этикой буржуазии, а с распространением норм цивилизованного поведения, созданных аристократами, на буржуазию, народные массы, население колоний и т. п. Этот процесс не был линейным или целенаправленным. Э. видел сложные взаимодействия истеблишмента и аутсайдеров в процессе цивилизации, разделяя фазу колонизации и ассимиляции, когда низшие слои общества безропотно ориентируются на образцы высшей группы, и фазу отталкивания, дифференциации или эмансипации, когда поднимающиеся низы приобретают самосознание, теснят высшую группу и принуждают ее к закрытости.

Сложным было отношение Э. к децивилизационным процессам. Еще на рубеже 1960 и 1970-х перед ним встал вопрос: «Сменил ли цивилизационный процесс свое направление?» Казалось, что молодежные протесты и связанное с ними снятие контроля за поведением можно приравнять к децивилизации или деградации рационального поведения. Однако Э. показал, что процесс цивилизации несводим к формализации поведения, он выдвинул концепцию «высоко цивилизованной децивилизации человеческих существ» как реакции на слишком большую жесткость общественного контроля, не соответствующую усложнению межчеловеческих связей. Она сопровождается увеличением самоконтроля за поведением как необходимой составляющей цивилизационного процесса в конце XIX — XX в. Ученики Э., такие как К. Вутерс, развили концепцию процесса информализации (спираль информализации). Известным критиком Э. был Х.-П. Дюрр.

Соч.: О процессе цивилизации: Социо­генетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.–СПб., 2001.

Лит.: Mennell S. Norbert Elias: Civilization and the Human Self-­Image. Oxford, 1989; Гергилов Р. Е. Норберт Элиас и «Школа Анналов» // Клио. 2004. № 1 (24). С. 90‒98; Quilley S., Loyal S. Eliasian Sociology as a ‘Central Theory’ for the Human Scien­ces // Current Sociology. 2005. Vol. 53. № 5. P. 807‒828; Civilisation and Informalisation. Connecting Long-­Term Social and Psychic Processes / Ed. C. Wouters and M. Dunning. New York, 2019. И. Н. Ионов.