
Э́ксле (нем. Oexle), Отто Герхард (28.08.1938, Зинген-ам-Хоентвиль, земля Баден-Вюртемберг, Германия — 16.05.2016, Кёльн) — немецкий историк-медиевист. В 1958–1965 учился в университетах Фрайбурга, Кёльна (Германия) и Пуатье (Франция), получил образование в области классической и романской филологии, истории и философии. В 1965 защитил диссертацию (научный руководитель Г. Телленбах). В 1973 в Мюнстере состоялась защита хабилитационной работы. Профессор в университетах Мюнстера, Тель-Авива, Ганновера, Гёттингена. В 1987–2004 возглавлял Институт истории Общества Макса Планка (Гёттинген). Член-корреспондент Королевского исторического общества Великобритании (1996), почетный член Российской ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени (1999), почетный доктор университета Париж IV Сорбонна (2001) и университета имени Н. Коперника (Торунь, Польша, 2003).
Исследовательскую деятельность Э. начал в рамках проектов по изучению понятия и социального феномена средневековой memoria как особой культуры воспоминания, памяти об умерших членах сообщества, проявлявшейся в разных областях жизни — от литургии и искусства до правовых и экономических отношений. Акцент на изучении группообразующей функции memoria и взгляд на средневековое общество как на совокупность социальных групп, объединенных кровным родством или совместной деятельностью для достижения общих целей, повлияли на научные интересы Э. в области социальной истории, которые нашли отражение в статьях о формах социальных групп (гильдиях, крестьянских и городских коммунах, братствах), основанных на согласии и договоре. Свойственная этим группам культура — культура conjuratio — обретала выражение в самоуправлении и собственной юрисдикции, в выборности носителей функций на время, в принципе свободного членства и кооптации, в правовых фигурах делегации и репрезентации. Отдельную группу публикаций Э. составляют его исследования в области теории и истории исторического познания и культурной памяти. В 1990-е Э. сыграл ключевую роль в «смене парадигм» в немецкой исторической науке и в новом обосновании исторической науки как науки о культуре (нем. Historische Kulturwissenschaft), которую он трактовал как научно обоснованную культурную память Современности. Образам Средневековья в исторической науке был посвящен один из последних его проектов.
Соч.: Forschungen zu monastischen und geistlichen Gemeinschaften im westfränkischen Bereich. München, 1978; Geschichtswissenschaft im Zeichen des Historismus. Studien zu Problemgeschichten der Moderne. Göttingen, 1996; Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья / Пер. с нем. и предисл. Ю. Е. Арнаутовой. М., 2007; Die Wirklichkeit und das Wissen. Mittelalterforschung — Historische Kulturwissenschaft — Geschichte und Theorie der historischen Erkenntnis / Hrsg. von A. von Hülsen-Esch, B. Jussen, F. Rexroth. Göttingen, 2011.
Лит.: Арнаутова Ю. Е. «Действительность» истории. Памяти О. Г. Эксле (1939–2016) // Одиссей. Человек в истории — 2015–2016: Ритуалы и религиозные практики иноверцев во взаимных представлениях. М., 2017. С. 495–515. Ю. Е. Арнаутова.