Автор: Владимир Некрасов
ЭКО, УМБЕРТО
09.09.2024
0
0
18
Поделиться
ЭКО, УМБЕРТО

Э́ко (ит. Eco), Умберто (05.01.1932, Алессандрия — 19.02.2016, Милан) — выдающийся итальянский ученый, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, философ, литературный критик, писатель и публицист. Родился в обычной пролетарской католической семье: отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, служащий железной дороги и ветеран трех ­вой­н, мать Джованна Эко (урожденная Бизио), дедушка по отцовской линии был подкидышем, муниципальная служба присвоила ему фамилию Эко, унаследованную внуком, обнаружившим в библиотеке Ватикана ее расшифровку в списке аббревиатур, использовавшихся иезуитами, в котором ECO означало «Ех Caelis Oblatus» — «дарованный Небесами».

В 1954 Э. закончил с отличием факультет философии Туринского университета, защитив диссертацию по эстетике св. Фомы Аквинского. Тогда же начал сотрудничать с Итальянским телевидением, став редактором программ по культуре. В 1956 он опубликовал свою первую книгу «Проблемы эстетики у Святого Фомы Аквинского». Доработанная и переизданная в 1959 книга выдвинула Э. в ряды наиболее авторитетных исследователей Средневековья, в следующей редакции эта работа стала известна широкому читателю под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике» (1987). В 1959 Э. занимает должность старшего редактора «нон-фикшн литературы» миланского издательства «Бомпьяни», начинается и чрезвычайно интенсивная преподавательская и академическая работа. За свою карьеру Э. прочел лекции в ведущих вузах Италии, Европы и США.

Известность в научном междисциплинарном поле к Э. пришла с пуб­ликацией постсемиотической книги «Открытая структура» (1962). Анализируя общие проблемы культуры и визуальной коммуникации, он выступил с критикой структурализма. Центральный постулат Э., разрабатываемый на протяжении многих лет семиотических исследований, связан с идей процессуальности семиозиса: любое произведение искусства — это полисемантичное сообщение. «Открытое произведение» потенциально несет в себе возможность бесконечной интерптетационной работы. Идея незавершенности произведений культуры, их открытости для разно­образных прочтений нашли развитие в книге «Отсутствующая структура» (1968). Э. продолжил критику онтологизации структуры и абсолютизации текста, полемизируя с Ж. Лаканом и К.-Л. Строссом. Смысл рождается в процессе дешифровки, контекстуален и связан с фигурой реципиента: любой текст представляет собой незавершенное произведение и нуждается в адресате (читателе), чтобы реализоваться, однако восприятие текста вариативно и детерминировано культурным кодом. Э. уделяет большое внимание временной и исторической природе систем знаков. Он утверждает, что семиотика изучает механизмы, управляющие закрытыми, строго формализованными системами, но также анализирует контекстуальную изменчивость и исторические модификации, которым подвергаются эти же самые системы. Он развивал общие и частные проблемы семиотики, теорию иконического знака, согласно которой иконический знак связан со спецификой восприятия, а не со свой­ствами предмета, код же, работающий в процессе интерпретации знаков, не универсален, но культурно обусловлен. Понятие культурного кода прочно вошло в научный и популярный вокабулярий визуальных исследований: кинематографа, архитектуры, живописи и т. д.

Всемирная слава пришла к Э. не как к ученому, а как к прозаику. Первый его роман «Имя розы» (1980), написанный в постмодернистской традиции, коррелирующий и с постструктурализмом Э., стал бестселлером. Э. синтезировал детективный скрипт А. Конан Дойля и свои профессиональные знания медиевиста, создав детективный сюжет, помещенный в средневековый культурный код. Книга переведена на многие иностранные языки, удостоилась литературных премий, экранизирована в 1986 кинорежиссером Жан-­Жаком Анно. Э. продолжил развивать принципы интеллектуального постмодернистского исторического романа и в своих последующих книгах: «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1994), «Баудолино» и др.

Занимаясь исследованиями различных культурных явлений и феноменов — от средневековых до массовых, Э. разрабатывал собственную теорию знака, построенную на идее творческой интеракции между автором и читателем, произведением и реципиентом. Постмодернизм размыл границы элитарного и популярного, высокого и низкого, согласно Э., — эти формы культуры находятся в сложных диалектических отношениях.

Соч.: Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998; Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2003. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб., 2003; Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. В. А. Косякова.