Э ́бла — древний город и столица территориального государства на севере Сирии (ныне городище Телль-Мардих мухафаза Идлиб). Поселение известно со 2-й половины IV тысячелетия до н. э., письменная история — с конца Раннединастического периода (имена царей — с XXVII в. до н. э.). К XXIV в. до н. э. влияние Э. охватывало всю Сев. Сирию, территория царства включала Алалах, Каркемиш, Тунип и Хамадду (ныне Хама). Э. соперничала с Мари за города на Среднем Евфрате, в первую очередь Эмар. Конфликт с Абарсалем (ныне Телль Хуэра) при Иркаб-Даму (около 2368 — 2357 до н. э.) привел к подписанию мирного договора в пользу Э., обеспечившего Э. контроль над речной торговлей по Евфрату. Последний царь I династии Э. Ишар-Даму (около 2356 — 2321 до н. э.) заключил союз с Кишем и Нагаром против Мари, и их войска разбили Мари в битве при Терке (около 2324 до н. э.), однако через несколько лет после этой победы Э. была разрушена. Хотя ее разрушение приписывали себе цари Аккада Саргон (около 2316 — 2261 до н. э.) и Нарам-Суэн (около 2236 — 2200 до н. э.), не исключено, что Э. пала под ответным ударом со стороны Мари.
В конце раннего бронзового века территория царства Э. была отгорожена от Сирийской пустыни «очень длинной стеной» крепостей на юго-востоке, протянувшейся от Раджм аль-Савана до Джабаль-Джумра 10, однако не ясно, была ли она возведена при I династии Э., или уже после ее гибели правителями Хамадду. При I династии Э. была сложным обществом, в котором цари разделяли власть с визирями, а территория царства подразделялась на управляемые назначаемыми из Э. лугалями провинции и 20 вассальных царств, большое влияние имел совет старейшин. Язык Э. этого периода — особый восточносемитский диалект, отличный от современных ему диалектов аккадского языка Месопотамии. При этом культура Э. находилась под сильным влиянием литературной традиции Киша, хотя ее религия (с Ишхарой во главе пантеона) отражает тенденции, характерные для Сирии и позднее.
Через некоторое время после разрушения Э. возродилась в меньших масштабах и продолжала упоминаться как значимый центр международной торговли в документах лагашского Гудеа (около 2132 — 2117 до н. э.) и III династии Ура (XXI в. до н. э.). Возможно, Э. признала себя вассалом государства III династии Ура и была разрушена в конце XXI в. до н. э. той же волной аморейских мигрантов, которые участвовали в сокрушении III династии Ура. Вскоре Э. возродилась, при этом ее династия подчеркивала преемственность традиции с доаморейской Сирией. В XX–XIX вв. до н. э. Э. была центром конкурирующей со староассирийской торговой сети в Сев. Сирии и Южн. Анатолии. В XVIII в. до н. э. Э. стала вассалом Ямхада, в ходе борьбы хеттов с которым была разрушена около 1600 до н. э. ниневийским Пизикаррой. Хотя после этого разрушения Э. упоминается в текстах из Алалаха и Эмара до XIII в. до н. э., она больше не была столицей крупного царства, а жизнь на поселении прекратилась во II в. н. э.
Раскопки Э. велись в 1964–2011 итальянской экспедицией под руководством П. Маттиэ. На территории 56 га обнаружены царские дворцы и гробницы, храмы, жилые и хозяйственные постройки, укрепления. Во дворце G найден клинописный архив XXIV в. до н. э. из около 3,5 тыс. табличек (половина из которых разбита на более 17 тыс. фрагментов), содержащий древнейшие в мире описания ритуалов и царские письма, которые теперь хранятся в музеях Алеппо, Дамаска и Идлиба. Основные публикации текстов — Archivi reali di Ebla: Testi (vol. 1–21–, 1981–2023–); Materiali epigrafici di Ebla (vol. 1–15, 1979–97).
Лит.: Древняя Эбла (Раскопки в Сирии) / Сост. П. Маттиэ; под общ. ред. И. М. Дьяконова. М., 1985; Matthiae P. Ebla: La città del trono: Archeologia e storia. Torino, 2010; Archi A. Ebla and its Archives: Texts, History, and Society. Boston–Berlin, 2015. В. Ю. Шелестин.