ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА - направление в русской литературе 1950-1980-х годов.
Истоки деревенской прозы - в публицистике В.В. Овечкина (цикл «Районные будни», 1952-1956) и Е.Я. Дороша («Деревенский дневник», 1956-1973), где впервые предпринята попытка представить реальную картину жизни советского села после многих лет её приукрашенного изображения в литературе и журналистике. Деревенская проза утверждает традиционные ценности деревенского семейного быта, культ исторической памяти; осуждает (с разной степенью откровенности) коллективизацию и административный волюнтаризм колхозной власти, разрушившие основы деревенского мира. Сельская среда показана в её беззащитности перед активной индустриализацией и научно-технической революцией; Деревенская проза едва ли не впервые в советской литературе подняла проблемы экологии, гибели села в результате массовой миграции населения в города. Для поэтики деревенской прозы характерно стремление передать самобытный строй народной речи (широкое использование диалектизмов, сказовой манеры письма). Наиболее известные образцы деревенской прозы: «Владимирские просёлки» В.А. Солоухина (1957), тетралогия «Братья и сёстры» Ф.А. Абрамова (1958-1978), рассказ «Матрёнин двор» А.И. Солженицына (1959, опубликован в 1963), повести «На Иртыше» С.П. Залыгина (1964), «Привычное дело» В.И. Белова (1966), романы «Из жизни Фёдора Кузькина» (1966) и «Мужики и бабы» (1976) Б.А. Можаева, повести «Последний срок» (1970) и «Прощание с Матёрой» (1976) В.Г. Распутина, семейная хроника «Последний поклон» (1968-1992), повесть «Ода русскому огороду» (1972) и роман «Царь-рыба» (1976) В.П. Астафьева, рассказы В.М. Шукшина, роман «Усвятские шлемоносцы» Е.И. Носова (1977), повесть «Живая вода» В.Н. Крупина (1980) и другие.