Чи́бча-муи́ски (исп. Chibcha, muysca), самоназвание «муиски», т. е. «люди» — высокоразвитая индейская цивилизация Южн. Америки XII–XVI вв. на высокогорном плато Вост. Кордильер в современной Колумбии, от Карибского моря до Льянос (саванн) предгорий Анд на юге. К приходу испанцев площадь земель Ч.-м. составляла около 22 тыс. кв. км, население оценивалось в 1 млн человек. Выделяют: домуискский (400 до н. э. — 1000 н. э.), раннемуискский (1000–1200) и позднемуискский период (1200–1600). Расцвет цивилизации приходится на 1-ю половину II тысячелетия н. э. Экономической основой культуры Ч.-м. было земледелие с искусственным орошением террас на горных склонах. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза, киноа, картофель, бобовые. Земледельческие орудия: деревянные кирки (коа), мотыги, лопаты. Железо и бронза не были известны. Общество Ч.-м. было бесписьменным. Основной административной и хозяйственной единицей являлась территориальная община с коллективной собственностью на землю. Несколько общин объединялись под властью вождя (касика). Общинники были обязаны работать на полях знати, храмов, строительстве дворцов, дорог, каналов. Создавались крупные военные союзы. В конце XV — начале XVI в. на плоскогорье Сабана-де-Богота сформировались пять крупных политических объединений, представлявших собой ранние формы государственности. Наибольшее значение имели Богота и Тунха, правители которых носили соответственно титулы Сипа и Саке (большой сеньор). В современной историографии социально-политический уровень развития культуры Ч.-м. оценивается как сложное вождество.
В крупных поселениях насчитывалось до 20 тыс. домов. Были развиты ремесла — гончарное, ювелирное, ткацкое. Золотые фигурки идолов (тунхос) часто помещались в погребения Ч.-м. Занимались ч.-м. добычей изумрудов, каменного угля и соли. Для позднемуиского периода характерен высокий уровень регионального обмена (керамическими сосудами, хлопком, золотом). В религии видное место занимали культы предков, богини земли и плодородия Бачуе, творца Вселенной бога Чиминигагуа, покровителя Боготы Чибчачума, мифического героя Бочика. На священном оз. Гуатавита в честь богини воды Сиу ежегодно при многочисленных зрителях совершались церемонии омовения местного верховного владыки, покрытого золотым порошком. В культуре Ч.-м. распространена практика мумифицирования. Именно мумификация отличала погребальный обряд политической элиты Ч.-м. Мумии касиков погребались в пещерах, где к ним всегда был доступ, они хранились потомками как подтверждение права на владение землей и управление общинниками.
В январе 1537 экспедиция испанских конкистадоров под командованием Г. Хименеса де Кесада вышли к плато Боготы. Ч.-м. вначале доброжелательно встретили конкистадоров, приняв их за божественных сыновей Солнца и Луны. Первое вооруженное столкновение Ч.-м. с отрядом Кесады произошло 28 марта 1537. Недружественные Ч.-м. племена встали на сторону испанцев. В течение года испанцы участвовали в местных войнах Ч.-м. между сипой и саке и мелкими касиками. К июню 1538 у Ч.-м. было изъято более тонны золота. После конкисты в результате метизации населения цивилизация Ч.-м., ее язык и культура были уничтожены.
Лит.: Созина С. А. Муиски — еще одна цивилизация древней Америки. М., 1969; Созина С. А. Страна древних культур // Культура Колумбии. М., 1974; Kurella D. The Muisca, Chiefdoms in Transition // Chiefdoms and Chieftaincy in the Americas / Ed. E. M. Redmond. Gainsville, 1998; Сorrea F. El imperio muisca: invención de la historia y colonialidad del poder // Muiscas: representaciones, cartografías y etnopolíticas de la memoria / Ed. A. M. Gуmez Londoсo. Bogotá, 2005; Boada Rivas A. The Evolution of Social Hierarchy in a Muisca Chiefdom of the Northern Andes of Colombia. Bogotá, 2007; История Колумбии с древнейших времен до начала XXI века / Отв. ред. А. А. Щелчков, З. В. Ивановский. М., 2022. И. В. Селиванова.