Чёрная смерть (лат. mors acra, англ. black death, фр. peste noire) — пандемия чумы, охватившая Евразию в середине XIV в. Предположительно, возникла в Китае и Центральной Азии, перекинулась в Индию и Персию, распространяясь по путям караванной торговли. Пандемия охватила владения Золотой Орды, Среднюю Азию, Кавказ, Причерноморье и Крым. В 1347 одна волна чумы охватила Константинополь и Грецию, вторая на генуэзских галерах пришла в Европу. Болезнь распространялась по всему Западному миру на протяжении трех лет. Проявлялась в двух основных формах: бубонной и легочной, последняя была особенно опасной. Население в панике бежало из зачумленных регионов, что способствовало распространению заболевания. Особенно опасной средой оказались средневековые города по причине скученности населения и низкого уровня гигиены. Поскольку средств для лечения чумы средневековая медицина не знала, главной задачей стали меры, препятствовавшие распространению заболевания. Именно в годы Ч. с. в Европе появилась карантинная служба, были разработаны основы городского здравоохранения. В Венеции, Модене, Марселе, Пизе, Генуе экипажи кораблей, прибывавших с Востока, в течение 40 дней не сходили на берег, чтобы предотвратить возможное заражение (лат. quarantenaria — «сорокадневие», отсюда слово «карантин»). Появились особые «чумные врачи», оказывавшие помощь заболевшим. В Венеции больных отвозили на о. Св. Лазаря («лацаретто»). Имущество тех, кто умерли от чумы, сжигали, их дома обрабатывали серой или известью. Причиной эпидемии современники считали прежде всего Божий гнев, но большое значение придавалось астрологическим факторам, а также «дурному воздуху». Ч. с. имела огромные демографические, экономические, социокультурные последствия. Особенно сильно пострадали города; некоторые (Катанья в Италии, Белоозеро на севере Руси) просто перестали существовать. Сельское хозяйство испытывало острый кризис из-за нехватки рабочих рук. Последствием эпидемии стал резкий экономический спад. Страх заражения сократил международную торговлю, выросли цены. В попытках преодолеть экономический кризис власти шли на жестокие меры по ограничению роста заработной платы и запрету попрошайничества, примером чего могут служить законы Эдуарда III (1327–1377) в Англии. Это привело к массовым народным выступлениям (Уота Тайлера восстание в Англии, Жакерия во Франции). Ч. с. показала, как изменяется поведение человека в критической ситуации. В Европе наблюдались эпизоды коллективной паники, массовые психозы и галлюцинации. Ситуация привела также к религиозному кризису и росту еретических течений. Во Франции и в Германии получило развитие движение флагеллантов, призывавших искупать свои грехи самобичеванием и публичной исповедью. Появились новые формы почитания святых — защитников от чумы (св. Роха, св. Христофора, св. Себастьяна). Ч. с. оставила заметный след в литературе и искусстве. Классическим описанием эпидемии начинается «Декамерон» Дж. Боккаччо. В литературе и искусстве появляются такие темы, как «пляска Смерти» и «пир во время чумы».
Лит.: Biraben J.-N. Les hommes face à la Peste. Paris, 1975; Казнь Господня. Эпидемии в Европе XIV–XVI вв. Сборник документов / Под ред. Е. Е. Бергер, П. Ю. Уварова. М., 2020 (Приложение к журналу «Средние века»; Вып. 11); Макнил У. Эпидемии и народы / Пер. с англ. М., 2021. Е. Е. Бергер.