Автор: Владимир Некрасов
ЧЕРЕПАНОВЫ, ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ МИРОН ЕФИМОВИЧ
09.09.2024
0
0
15
Поделиться
ЧЕРЕПАНОВЫ, ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ МИРОН ЕФИМОВИЧ

Черепáновы, Ефим Алексеевич (1774, Выйский завод — 15[27].06.1842, Нижний Тагил), Мирон Ефимович (1803, Выйский завод — 05[17].10.1849, Нижний Тагил) — механики и изобретатели, построившие первые в России паровоз и железную дорогу.

Из крепостных крестьян, были приписаны к Выйскому заводу Демидовых. В 1790-х Ефим был принят на должность «мехового мастера», в 1807 стал «плотинным мастером» Выйского завода. В 1812 он построил листокатальные станы, а в 1815 на Меднорудянском руднике соорудил металлическую водоподъемную машину на конной тяге. Его сын Мирон с 10-летнего возраста был принят на работу на завод писцом. С 1822 и до конца жизни Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле (после смерти эту должность занял Мирон).

В 1819–1820 Ч. организовали Выйское механическое заведение, оснащенное токарными, слесарными, сверлильными, винторезными и универсальными станками, где разрабатывали и создавали различные механизмы. Ч. значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако самые известные свои открытия они совершили в строительстве паровых станков. Всего, начиная с 1820, они создали около 20 паровых машин разной мощности (от 2 до 60 л. с.). В 1833–1834 Ч. построили первый в стране паровоз, а в 1835 — второй, более мощный его вариант. Также они спроектировали чугунную рельсовую дорогу от Выйского завода до Медного рудника. Однако паровоз Ч. был в итоге заменен на конную тягу, так как его содержание обходилось дороже содержания лошадей, а потребности в перевозке больших грузов на заводе не было. В 1839 Мирон представил проект парохода для буксировки судов из Перми по Каме и Волге.

Лит.: Виргинский В. С. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. М., 1986. Н. А. Могилевский.