Автор: Владимир Некрасов
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
09.09.2024
0
0
20
Поделиться
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Чечéнская Респу́блика — субъект в составе Северокавказского федерального округа Российской Федерации. Площадь — 16 171 кв. км. Численность населения — 1,5 млн человек, из них более 95 % составляют чеченцы. Столица — г. Грозный. Подавляющая часть населения республики исповедует ислам суннитского толка. Чеченский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи. Письменность на основе кириллицы.

Начальные этапы этногенеза связаны с древнейшим автохтонным этнокультурным миром Сев. Кавказа, историческое развитие которого протекало в условиях интенсивных межрегиональных контактов общностей, соотносимых с археологическими культурами эпохи энеолита, бронзы и раннего железа: куро-аракской, майкопской, северо-кавказской, кобанской, достигшими высокого уровня хозяйственно-производственной и социокультурной деятельности. В дальнейшем чеченцы оставались активными участниками исторического процесса на Кавказе, рубежными вехами которого были скифское нашествие (VIII–VI вв. до н. э.), периоды политического доминирования Хазарии (VII–X вв.) и Аланского государства (X–XIII вв.), монгольское нашествие (XIII–XIV вв.). В средневековый период в междуречье Аргуна и Сунжи, ставшем основным ядром этнической территории чеченцев, сложились характерные черты национальной культуры, в том числе традиции башенной архитектуры, разветвленный пантеон народных верований, фольклорное наследие Нарт-ортсхойского эпоса, героических песен-илли и других, специфика ментальных представлений, особенности внутреннего самоуправления и общественного устройства, не знавшего выраженной социальной и политической поляризации.

Первые контакты Чечни (Ч.) с Российским государством относятся ко 2-й половине XVI в. Они интенсифицировались с возникновением аванпоста распространения российского влияния в регионе — Терского города, в котором чеченцы составляли немалый процент жителей, а также с начавшимся с XVIII в. переселением чеченцев на равнинные земли междуречья Сунжи и Терека. С расширением российского доминирования начался процесс вхождения Ч. в состав России, оформлявшийся договорами царских властей и присягами местных старшин; знаковым этапом стало основание в 1818 крепости Грозная, ставшей центром хозяйственного и культурного притяжения местного населения. В то же время власти неоднократно сталкивались с вооруженным сопротивлением, принявшим наиболее ожесточенные формы во время Кавказской вой­ны. Завершение военных действий на Вост. Кавказе (1859) совпало с окончательной инкорпорацией Ч., в том числе горной ее части, в административную и социокультурную систему империи.

В 1917–1918 смена государственного строя и начавшаяся Гражданская вой­на раскололи чеченское общество. Оставаясь на позициях неприятия идеологии белого движения, часть общественных сил видела будущее Ч. в рамках исламского цивилизационного проекта, другая выступила активными союзниками большевиков, окончательно укрепивших советскую власть в регионе весной 1920. Социалистическая модернизация протекала в новых формах национально-государственного самоопределения — Чеченская Автономная Область (АО) (1922–1934), Чечено-Ингушская АО (1934–1936), преобразованная в 1936 в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИ АССР). Предвоенный период характеризовался значительным увеличением экономического потенциала, достижениями в социальном и культурном строительстве. Во время Великой Отечественной вой­ны 1941–1945 чеченцы поднялись на оборону родины, но по лживым обвинениям 23 февраля 1944 чеченское население депортировали в Казахстан и Среднюю Азию. ЧИ АССР была упразднена, институциональные очаги национальной культуры и образования ликвидированы. В 1957 репрессии против чеченского народа отменили, чеченцев восстановили в конституционных правах, им разрешили вернуться на родину.

Процесс национального возрождения включал социально-экономическую реабилитацию, воссоздание очагов национальной культуры, школы и высшего образования, искусства, науки, спорта. Однако недостаточность мер социальной поддержки населения породила, в частности, массовое отходничество мужской части населения (до 100 тыс. в год) на строительные работы в разные регионы СССР. В бытовой культуре чеченцы оставались приверженцами традиционных ценностей, которые и сегодня обеспечивают крепость брачных и семейно-родственных уз, ориентацию на многодетность, этническую эндогамию, нормативное поведение, приверженность исламу. Занимая важнейшее место в духовной культуре, суннитский ислам укоренился в рамках суфийских тарикатов накшбандийя и кадирийя. Последние имеют ответвления-вирды, объединяющие своих последователей верностью основателю вирда, обрядовой практикой и взаимными социальными обязательствами. Значительную роль в общественной жизни играет институт тейпов, объединяющий группы фамильно-родовой и территориальной лояльностью.

В начале 1990-х обострились политические и социальные противоречия. С распадом СССР в Ч. возобладали силы, выступавшие за независимую суверенность республики. Это привело к резкой конфронтации с руководством РФ, которое приступило к контртеррористической операции и восстановлению в регионе конституционного порядка. В результате двух вой­н (1994–1996 и 1999–2000) были понесены большие людские потери, республике нанесен колоссальный экономический ущерб, г. Грозный полностью разрушен, население пережило трагические перипетии краха материальных и духовных основ жизнедеятельности. После подавления сепаратистских и деструктивных сил началось ускоренное возрождение Ч. Р. В 2003 принята новая Конституция, закрепившая статус Ч. Р. как неотъемлемой части РФ. При значительной материальной и финансовой поддержке федерального Центра основное внимание уделяется развитию экономической и социальной сферы, ликвидации проблем в здравоохранении, образовании, культурном обеспечении, оптимизации рынка труда, решении экологических задач; ведется борьба с политическим и религиозным экстремизмом.

Лит.: Ахмадов Я. З., Хасмагомадов Э. Х. История Чечни в XIX–XX вв. М., 2005; Чеченская Республика и чеченцы: история и современность. М., 2006; История Чечни с древнейших времён до наших дней. Т. 1–2. Грозный, 2006–2008; Козлов В. А., Бенвенути Ф и др. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР. М., 2011; Чеченцы (серия «Народы и культуры»). М., 2012. Ю. Д. Анчабадзе.