Автор: Эдуард Мельников
ЧАШНИКИ
09.09.2024
0
0
7
Поделиться
ЧАШНИКИ

Чáшники (утраквисты, подобои; чеш. kališníci, utrakvisté, podobojí) — умеренное крыло гуситского движения в Чехии. Название «Ч.» — от литургической чаши, из которой во время причастия принимают вино, пресуществляющееся в кровь Христову. В Католической церкви под двумя видами — хлебом и вином — причащали клириков, миряне причащались только хлебом. Последователи Яна Гуса стали причащать под двумя видами всех верующих; распространение этой практики в 1420-х вызвало резкий отпор Католической церкви. В широком смысле Ч. были все гуситы, их символ — чаша для причастия. Однако с разделением гуситов на радикальных (табориты) и умеренных, последние стали называться Ч. в узком смысле слова. Во время гуситских вой­н Ч. то объединялись с таборитами для отражения крестовых походов, которые вели против них Католическая церковь и католические правители, то противостояли друг другу. Формально Ч. оставались католиками (священников-Ч. рукополагали — обычно за некоторую плату — католические епископы), хотя Католическая церковь считала их еретиками. В социальном отношении Ч. были представители гуситского духовенства, магистры и студенты Пражского университета, некоторые аристократы, бóльшая часть рыцарства, горожан и крестьянства. Победой Ч. стали Базельские компактаты 1433, провозглашенные законом страны в 1436 в Иглаве, и привилегии Сигизмунда I Люксембурга; согласно этим документам, было узаконено причащение мирян из чаши. На сейме магистр Ян Рокицана был избран Пражским архиепископом (не признан Католической церковью).

С периода правления Иржи из Поде­брад (1458–1471) Ч. стали господствующей конфессией в Чехии. Верховным органом управления церковью Ч. (утраквистской) являлся сейм утраквистских сословий. Реальное управление церковью Ч. осуществляла «нижняя» консистория во главе с администратором, тесно связанная с Пражским университетом. Экономической основой деятельности церкви Ч. служили платежи за церковные требы, денежные и продуктовые дарения, завещания имущества.

Во 2-й половине XV в. Ч. разделились на консерваторов (староутраквистов) и радикалов (новоутраквистов). Консерваторы, для которых главным принципом являлось причащение из чаши, сблизились с католиками. Радикалы, допускавшие включение в Базельские компактаты и привилегии Сигизмунда I Люксембурга новых элементов, настаивали на причащении детей при крещении, считали причащение только хлебом «грехом и блудом». Радикалы крайне негативно относились к Риму и к папе, осуждали консерваторов за сближение с католиками, ненавидели монастыри и монахов. Противостояние закончилось компромиссным Кутногорским миром 1485, гарантировавшим равноправие католической и утраквистской конфессий.

Конфликт внутри Ч. обострился в 1520-е с проникновением в Чехию реформационного учения Мартина Лютера. Ч.-радикалы приняли это учение, тогда как Ч.-консерваторы сочли его ересью. В Праге противостояние завершилось городским переворотом в 1524, в результате чего к власти пришли представители консерваторов. С восшествием на чешский престол Фердинанда I Габсбурга в 1526 ситуация изменилась. Король воспринимал Базельские компактаты как основу объединения церквей в Чехии. В 1561 он добился от Рима назначения Пражского архиепископа, который мог рукополагать священников-Ч. «Чешская конфессия» 1575 утвердила равноправие некатолических течений. Маэстат Рудольфа II Габсбурга (1609) уравнял перед законом все христианские конфессии Чешского королевства.

Лит.: Winter Z. Život církevní v Čechách. Т. 2. Praha, 1896; Kadlec J. Přehled českých církevních dějin. Т. 2. Praha, 1991; Macek J. Víra a zbožnost jagellonského věku. Praha, 2001; Šmahel F. Husitské Čechy. Praha, 2001. ГПМельников.